Вера пошла за покупками. У нее было ощущение, словно она идёт по илистому дну. Она едва переставляла ноги. Вере все было безразлично.
Полгода прошло, как у нее обнаружили депрессию. Таблетки, когнитивно-поведенческая терапия — все без толку. Тогда и появилось это ощущение вязкого ила, через который приходилось всё время идти: жить приходилось с усилием, но без радости. Сил не было, но не было и печали — вот всё, чем помогли таблетки. Просто тупое безразличие.
В какой-то момент она увидела его в конце прохода — он заворачивал со своей тележкой в соседний проход. Он мерещился Вере повсюду уже несколько месяцев, словно призрак.
Но в этот раз она почти не сомневалась, что видит его в самом деле. Сердце заколотилось, она застыла, а мыслями мгновенно перенеслась на полгода назад, когда они сидели в «их» кафе.
Вера собиралась встретиться с ним в семь, как всегда, и потом перевезти вещи на квартиру, где они все это время встречались. Она обещала ему, что пятого ноября во всем признается мужу Диме. Он же, ее любимый Ванечка, нехотя ответил, что тоже скажет своей жене правду.
Вера всегда будет помнить, как искрились снежинки, когда она открыла дверь в «их» кафе. Снежинки казались ей символом будущей совместной жизни. В такую волшебную погоду просто не может что-то пойти не так. Это знак, думала Вера.
Вечером она сказала Диме, что уходит от него. Он орал так, что вибрировали оконные стекла. И этим только облегчил ей уход.
«Между нами давно все кончено, хватит жить как соседи.»
Вера хотела одного — быть с Ванечкой. Странный поступок — она тогда принесла ему букет роз. Маленьких, нежных, желто-зеленых. В знак начала их совместной жизни.
Но Ваня все не приходил. Вера написала ему сообщение, думала, что-то случилось. Может, его бывшая попыталась симулировать припадок или еще что. В ответ — ничего. Вера позвонила. Не отвечал.
Она не верила в происходящее. Окаменев, она сидела, уставившись на мраморную столешницу, пока лежащие на ней цветы не обмякли.
Снежинки. Ведь за окном такие красивые снежинки. Как могло всё пойти наперекосяк?..
«Жизнь моя, по сути, там и тогда закончилась.» — вздохнула Вера.
В конце концов она вынырнула из воспоминаний и, собравшись с духом, направилась к тому ряду, где скрылся Ваня. Его там не было.
Вера подошла к кассам. В очереди тоже не видно. Она принялась искать. Около прилавка с майонезом обнаружилась тележка со всем, что он обычно покупал: растворимый кофе — жуткая дрянь, сахар — коричневые кубики, он верил, что такой полезнее, ага, с растворимым кофе-то; его любимые сосиски, шоколадка с орехами, крем от раздражения на коже у старушек — Ваня всегда говорил, что это лучший крем после бритья. Тележка точно была его. Наверное, он заметил Веру и сбежал.
Хотя Вера все равно не знала, что могла бы ему сказать.
Да и нужно ли было что-то говорить?..
***
Депрессию не всегда удаётся вылечить «по щелчку». И если таблетки, которые были назначены в первый раз, не помогли в течение месяца, врач принимает решение об увеличении дозы и/или коррекции схемы лечения: например, может добавить другие препараты.
Психотерапия тоже помогает. Но всегда остаётся человеческий фактор, когда специалист делает не то, не так или просто не может найти с пациентом контакт.
Это не значит, что нужно продолжать «брести по илистому дну» в одиночку. Ищите своего врача.
И будьте здоровы — сейчас это не просто важно, это жизненно необходимо.