Авторы
Большинство авторов сходится в том, что родительская включенность и поддержка, теплота и эмоционально насыщенные отношения с ребенком, равно как и хорошо простроенная внутрисемейная коммуникация являются значимыми факторами защиты детей и подростков от виктимизации (по данным метаанализа, включившего в себя 70 работ, испытуемыми в которых выступили дети от 7 лет до старшего подросткового возраста).
Материнское тепло и благоприятный климат в семье снижают интенсивность психологических последствий (в частности, депрессивной симптоматики) у детей, уже подвергшихся травле.
Относительно же семейных предпосылок как агрессивного поведения в школе, так и виктимизации в литературе существуют разные точки зрения.
Так, в одной из первых работ, посвященных влиянию семьи на вовлеченность в буллинг, показано, что чаще агрессорами в ситуации травли оказываются дети из семей с дисбалансом власти, в которых старшие (родители или старшие сиблинги) злоупотребляют своим положением и систематически запугивают младших.
Среди тех, кто стал буллями, оказывается в три раза больше тех, кто был свидетелем или жертвой физической агрессии в семье.
В исследовании К. Ригби было показано, что булли обоих полов зачастую имеют сложности в отношениях с отцом (мальчики — и с матерью тоже). В то же время в недавнем испанском исследовании (возраст испытуемых — от 9 до 18 лет) отражен тот факт, что школьные булли, по сравнению с жертвами, растут в семьях, более благополучных в эмоциональном плане.
При том что стиль воспитания их родителей часто является пренебрежительным по отношению к потребностям ребенка, в целом родительское поведение более последовательно и предсказуемо, и семейный климат расценивается детьми как более позитивный (по сравнению с оценками, которые дали своим семьям жертвы).
Дети, вовлеченные в травлю в качестве жертвы, обычно живут в семьях с более дистантными отношениями между родными. Невовлеченность отца часто сопровождается сверхконтролем со стороны матери, подобная несогласованность в стилях воспитания рассматривается в качестве фактора риска виктимизации. Подростки, оказывающиеся в роли жертвы, чаще подвержены критике и контролю со стороны обоих родителей, носящим при этом формальный характер. Сами же дети по отношению к буллингу занимают пассивную позицию и уверены в том, что любые их действия могут, скорее, ухудшить ситуацию.
Другой взгляд на семейные факторы виктимизации связан с акцентированием дефицита сепарации в сочетании с тесной вовлеченностью ребенка в отношения со всеми членами семьи (часто речь идет о семьях со спутанной структурой согласно модели Олсона). Сиблингов жертвы буллинга склонны видеть как могущественных и проявляющих по отношению к ним амбивалентность; отношения с ними бывают очень тесными и не допускают проявления негативных эмоций, такие переживания подлежат вытеснению.
Помимо семейного климата, особенностей иерархии и стилей воспитания, учеными рассматриваются характеристики детско-родительских отношений в семьях детей, вовлеченных в травлю. Р. Финнеган с коллегами на выборке американских школьников 9–12 лет показали наличие значимых различий между девочками и мальчиками в том, как они ведут себя с матерями дома, когда происходит конфликт или же когда мать пытается контролировать их поведение. Для мальчиков гиперопекающее поведение матери является предиктором занятия роли жертвы; для девочек значимый фактор виктимизации — материнская враждебность, особенно, если девочка физически слаба. Общий вывод заключается в том, что деструктивным в принципе является поведение матерей, которое тормозит овладение их детьми характерными для их гендера социальными ролями. О наличии конфликта с матерями у девочек — жертв травли говорится и в работе К. Ригби.
Весьма важной, хотя и неоднозначной в данном контексте, представляется роль отца. В уже упомянутом выше лонгитюдном исследовании, проведенном на 200 американских детях (интервью брались у их матерей, когда детям было 5 и 10 лет, соответственно), производилось сравнение между тем, как ведут себя дети отцов, которые сами в школе травили одноклассников, и дети, отцы которых в буллинге не участвовали.
Было показано, что в первом случае сыновья становились агрессорами в 16% случаев, в то время как во втором — только в 5,5%. В целом, эти данные хорошо вписываются, в объяснительном плане, в теорию социального научения агрессии.
Этой же теоретической рамкой воспользовались авторы недавнего голландского исследования, участниками которого стали младшие школьники (средний возраст — 7,5 лет). Наиболее значимыми предикторами того, что ребенок станет агрессором в школе, оказались:
- ретроспективная оценка отцом периода беременности жены как высокострессовоrо для него;
- враждебность отца по отношению к ребенку в его раннем детстве;
- жесткие дисциплинарные практики со стороны отца в дошкольный период.
Согласно гипотезе авторов, социальное научение агрессивному поведению как способу добиться желаемого, заявить о себе и т.д. у детей происходит именно при взаимодействии с отцами потому, что матери в большей степени склонны к интернализации негативного аффекта. Одним из параметров оценки взаимодействия внутри семьи могут выступать «коммуникационные стандарты семьи», отражающие представления человека о том, какой должна быть коммуникация внутри семьи, и в качестве когнитивной схемы направляющие интерпретации в отношении поведения близких.
Поскольку жертва часто рассматривается окружающими (в том числе, и близкими людьми) как виновник насилия, осуществляемого в ее адрес, например, в силу своей непопулярности среди одноклассников или нехватки навыков общения, она часто предпочитает не делиться своими переживаниями.
На основании построенной структурной модели было показано, что наибольший разрыв в коммуникации по теме буллинга наблюдается в семьях с т.н. «разделенным коммуникационным профилем» (высокая закрытость, низкая эмоциональность и поддержка как характеристика всех членов семьи). Общение по поводу ситуации травли зачастую происходит не в триаде «мать — отец — ребенок», а между ребенком и отдельно каждым из родителей, то есть в рамках диады.
Источник: Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодёжи: анализ мирового опыта / Реан А.А., Коновалов И.А., Новикова М.А., Молчанова Д.В; под редакцией академика РАО А.А. Реана. Санкт-Петербург: Коста, 2021. С. 119–122.
Коллективная монография «Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодёжи: анализ мирового опыта» представлена в Национальном психологическом конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2021 года в номинации «Книга года по психологии».
Напоминаем, что доступны для бесплатного скачивания учебно-методическое пособия «Семьеведение (Основы семейной жизни) для учащихся 9–11 классов»: книга для учителя и книга для учащихся.
Книга для учителя «Семьеведение. Основы семейной жизни» под редакцией академика РАО А.А. Реана стала лауреатом Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2019 года в номинации «Книга года по психологии».
Реан Артур Александрович
доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Председатель Федерального научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства. Директор Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения, заведующий кафедрой психологии воспитания и профилактики девиантного поведения МПГУ.
Москва
Коновалов Иван Александрович
аналитик Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения, старший преподаватель кафедры психологии воспитания и профилактики девиантного поведения Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.
Москва
Новикова Мария Александровна
кандидат психологических наук. Научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского, эксперт Института образования, приглашенный преподаватель департамента психологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Москва
Молчанова Дарья Владимировна
магистр психологии (МВШСЭН, Манчестерский университет). Ведущая подростковых групп в Психологическом центре поддержки детей и их родителей «Точка».
Москва
Материалы по теме
Куда уходит детство...
12.03.2022
Психологическая помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях
21.01.2015
Профилактика буллинга в школе
10.01.2015
Экспедиция в страну с вулканами семейных кризисов: о семейной изюминке
26.02.2022
Буллинг: анализ мирового опыта
14.01.2022
Психология развития человека: цели психического развития
29.12.2021
Синдром отчуждения родителя: взгляд эксперта
15.11.2021
О безопасности подростков
07.11.2021
Учебно-методические пособия «Семьеведение» для учителей и школьников в открытом доступе
20.10.2021
О травле — подросткам, родителями и школьной администрации. Доступ к 3 книгам бесплатно!
07.10.2021
Контакт-соприсутствие. Изучение глубинных форм общения
15.03.2021
Толерантность к детской бесподобности и нетерпимость к школьной травле
23.11.2020