Когда в сентябре 2015 года прежний президент АвтоВАЗа швед Бу Андерссон прокатил на новом отечественном автомобиле Lada Vesta Владимира Путина, тот в конце поездки спросил его, а какова локализация автомобиля? Топ-менеджер без запинки ответил – 71%.
И это была правда. Только неполная. Согласно принятым на тот момент нормативно-законодательной базы (которая действует до сих пор), действительно, комплектующие, выпущенные на российских предприятиях зарубежных поставщиков считаются произведенными в России. Это понятие в профессиональной среде имеет свою характеристику «скрытый импорт», поскольку в таких узлах и деталях скрыты импортные составляющие.
Вчера по всем информационным лентам прошло сообщение о том, что проблему с поставками дефицитных деталей можно решить импортозамещением, которое, в свою очередь, займет два года. Согласно оценке первого вице-премьера Удмуртии Константина Сунцова. Причем тут Удмуртия? Дело в том, что в ее столице на заводе «Лада Ижевск» выпускают флагман российского автостроения Lada Vesta.
«Для разработки и начала выпуска российских электронных комплектующих еще нужно найти необходимые компетенции», — заявил вице-премьер Удмуртии и напомнил, что сейчас вопрос поставки комплектующих решается.
Однако, проблема намного шире, чем просто найти замену дефицитным электронным компонентам, которые выпускает для Lada Vesta завод немецкой компании Bosch, расположенный в Саратовской области. В Удмуртии, конечно, есть предприятия, впускающие электронные приборы, в том числе для ВПК, но можно ли импортозаместить всю номенклатуру поставок, причем отказавшись от скрытого импорта?
В свое время швед Бу Андерссон сделал ставку на зарубежные узлы и детали при комплектовании нового автомобиля Lada Vesta (см. инфографику). Эти компании, даже имеющие производство в России, могли обеспечить высокий уровень качества. В свою очередь, российские производители такого уровня не смогли бы. А ведь флагману АвтоВАЗа предстояло конкурировать с иномарками. И здесь вопрос качества был ключевым. Прежде всего с парочкой Hyundai Solaris/KIA Rio, с другой парочкой Volkswahen Polo/Skoda Rapid, и даже с Renault Logan.
Среди поставщиков автокомпонентов на конвейер в Ижевск корейские, европейские производители компонентов. Вот список некоторых. Daewon (сиденья), Koito (оснастка светотехники), ZF (настройки и калибровка трансмиссии AMT, рулевой механизм с тягами, опоры радиатора), BROSE (стеклоподъёмники ручные и электрические), Valeo (климатика, сигнализация, парктроники, приводы и генераторы, стартер, фары противотуманные), Bosch (привод стеклоочистителя, гидроагрегаты, датчики скорости колес, генератор, педаль акселератора) и т.д. и т.п.
И самое главное. Казалось бы, можно заменить поставщика на отечественного. Но многое оговаривается при сертификации автомобиля, и замена требует переоформления. А сколько еще таких препятствий вылезет в процессе импортозамещения? Так что срок в два года на сегодня выглядит реальным.
Сегодня, как известно, презентован автомобиль Lada Vesta NG (new generation – новое поколение). Это модернизированный вариант автомобиля. На АвтоВАЗе заявляют, что в автомобиле применяются около 600 новых деталей и компонентов. Инвестиции в проект Vesta NG составили семь млрд руб. Это вложения только в ижевскую площадку, где обновили производственное оборудование. Если всерьез заниматься процессом импортозамещения, то, по всей видимости, это не окончательная цифра. Ее придется увеличить, чтобы процесс стал успешным.
Наш канал рассказывал о том, как находящийся в аналогичных санкционных ограничения Иран вовсю работает над импортозамещением выпускаемых в исламской республике моделей. Напомним, что самый «иранский в истории автомобиль», лицензионная копия седана Peugeot-301 (фактически одноклассника Lada Vesta) локализована на 92,5%.
Иранцы подошли к процессу очень серьезно. Была создана программа импортозамещения, найдены новые поставщики на конвейер. То есть иранцы показали, что нужно не наскоком решать серьезные проблемы, и со всей ответственностью относится к процессу импортозамещения.