Найти в Дзене

Про головы в Кунсткамере

Про головы в Кунсткамере

-2
-3

Казалось бы, что общего может быть у любви, отрубленных голов, кунсткамере и бесконечных литров спирта?

Давайте поговорим.

У первого императора, то есть Петра I было очень много фавориток (любовниц по простому). Не зависимо от его статуса «женат» или «в поиске».

Были они даже тогда, когда император был женат на Екатерине, женщине, которая была преданна ему всем сердцем.

А вот при Екатерине была камер-фрейлина Гамильтон Мария Данилова, очень даже красивая и легкомысленная. При дворе она появилась в 1713 г. и очень скоро император положил на нее глаз.

О высоких чувствах, судя по всему, речи тут нет совсем, исключительно страсть.

Наигравшись с девушкой царь к ней охладел и Гамильтон переключилась на царского денщика Орлова.

Который, к слову, наигравшись с девушкой так же к ней остыл, а вот Мария Гамильтон в Орлова влюбилась. Доходило до того, что Гамильтон крала драгоценности Екатерины и дарила их Орлову.

Пропуская все эти дворцовые интриги надо сказать, что в конце-концов Гамильтон забеременела, но родив младенца тайно утопила его.
А это «залет», т.к. тем, что Гамильтон убила, а не подбросила кому-нибудь младенца, этим она пошла против политики Петра в отношении незаконнорождённых младенцев: в 1715 году и позднее он издал особые законы против их дискриминации и основал ряд приютов для таких детей, чтобы поддерживать нацию (на Руси подобное ранее не практиковалось).

Вскоре последовало разоблачение. Петр I был в ярости. Как вся эта история всплыла наружу есть разные версии. Но Гамильтон была приговорена к смертной казни. Приговор гласил:

«…девку Марью Гамонтову, что она с Иваном Орловым жила блудно и была от него брюхата трижды и двух ребенков лекарствами из себя вытравила, а третьего удавила и отбросила, за такое душегубство, также она же у царицы государыни Екатерины Алексеевны крала алмазные вещи и золотые (червонцы), в чем она с двух розысков повинилась, казнить смертию.
А Ивана Орлова свободить, понеже он о том, что девка Мария Гамонтова была от него брюхата и вышеписанное душегубство детям своим чинила, и как алмазные вещи и золотые крала не ведал — о чем она, девка, с розыску показала имянно.»

Казнь Марии Гамильтон проходила на Городской площади (нынешняя Троицая). Мария была красиво одета (опять же разные варианты. С одной стороны она рассчитывала, что увидев ее, такую красивую, царь вспомнит все было и передумает, а с другой стороны есть версия, что царь обнадежил ее, сказав, что рука палача ее не коснется).

Рука палача действительно не коснулась Марии Гамильтон. Он отсек ей
голову мечом.

Когда голова упала на землю, Петр I поднимает ее за волосы и начинает рассказывать то публике, что знал об анатомии.
Кстати, по меркам того времени казнь была очень гуманной. Т.к. за детоубийства с женщинами творили такое, что даже описывать жутко.

Голова Марии Гамильтон была помещена в кунсткамеру. Что интересно, вскоре к ней присоединилась еще одна голова. И не просто голова, голова любовника Екатерины I Виллима Монса, который был братом предыдущей фаворитки Петра I Анны Монс (такая вот Санта-Барбара 18-го века).
Виллим Монс был арестован как бы за взятки. Но по факту за связи с императрицей. Следствие и казнь прошли очень быстро. И гладко, если это уместно.

Спустя много лет Екатерина Дашкова, подруга императрицы Екатерины II, будучи директором Академии Наук замечает, что идут какие-то баснословные траты на спирт.

Она вызывает смотрителя Якова Брюханова, который рассказывает, что спирт употреблялся не сотрудниками Академии, а на научные цели — для смены раствора в больших стеклянных сосудах с двумя отрубленными человеческими головами, мужской и женской, около полувека хранившихся в подвале.

О своих экспонатах он мог рассказать что «от одного из своих предшественников слышал, будто при государе Петре I жила необыкновенная красавица, которую как царь увидел, так тотчас и повелел обезглавить. Голову поместили в спирт в кунсткамере, дабы все и во все времена могли видеть, какие красавицы родятся на Руси», а мужчина был неким кавалером, пытавшимся спасти царевича Алексея.
Дашкова заинтересовалась историей, подняла документы и выяснила, что заспиртованные головы принадлежат Марии Гамильтон и Виллиму Монсу.

Головы осмотрела и императрица Екатерина II, после чего якобы приказала закопать их в подвале.

Где сейчас находятся головы точной информации нет. Одни утверждают, что все так же в кунсткамере, другие, что были закопаны. Или утеряны.

Историк Михаил Семевский в 1880-х годах разыскать головы в Кунсткамере не смог.

Друзья, подписывайтесь на наши другие блоги, там не менее инетересно. Есть Ютуб, Есть ВК, и есть Телеграм. Темы не пересекаются.

Мы на Ютубе:

https://www.youtube.com/c/slvpetersburg

Мы в Вконтакте:

https://vk.com/slvspbru


Как вам нравы 18-го века, друзья?