В Грузии есть несколько районов, где можно встретить представителей мира армянских цыган боша – Ахалкалаки, Ахалцихе, Марнеули. Этот удивительный народ отличается от других цыган, многие боша считают себя армянами, хоть и отличаются от них по быту, образу жизни. Кто они такие и как попали в Армению и Грузию?
Цыганские группы появились на территории Армении в 11-12 веках. Их предки во второй половине Iтысячелетия эмигрировали с северо-запада Индийского полуострова в Персию, а спустя три столетия двинулись дальше. Часть из них осталась на территории Армянского нагорья. Впоследствии они присоединились к армянской апостольской григорианской церкви. Самоназвание этой группы – лом, с 19 века их называют боша, ранее – гнчу.
С армянского «бош» переводится как бродяга, с тюркского – «лишенный», «бедный», «пустой». Они остановились на территории Западной Армении, некоторые семьи поселились в грузинском крае Джавахети. Несколько сотен семей цыган боша можно встретить даже на юге России. Все они говорят на западных диалектах армянского языка, есть и у них и тайный язык – ломаврен, имеющий лексику и фонетику индоарийского языка и грамматику армянского. Однако этот тайный язык сегодня знают лишь единицы боша.
В Грузию цыгане боша попали после геноцида армян 1915 года. Многие боша имеют армянское самосознание, эта цыганская группа настолько активно стремится к ассимиляции с армянами, что, по мнению некоторых исследователей (В. Восканян, 2011) уже в ближайшем будущем она исчезнет как отдельная группа. Сегодня их численность достигает 10-12 тысяч человек.
Вот как о цыганах боша писал армянский писатель В. М. Вартанян в 1901 году:
«Ни один боша никогда не был присужден за преступление к тюремному заключению или высылке… Женщина-боша не ворует, мужчина никогда ничего не стащит из дому, даже если видит открытую дверь… Золотых украшений боша не употребляют, даже богатые... Торговою частью у боша ведают женщины. Ходят они по домам, деревням, неутомимо, под палящим солнцем, часто с грудными детьми»
Хождение по домам – это основной промысел женщин боша, их способ добывать пропитание для своей семьи. Во время свадебного обряда женщина дает обет мужчине – «я буду по миру ходить – тебя кормить», и вскоре после замужества вместе с более опытными женщинами начинает эти «хождения». Боша ловко нахваливают хозяек, втираются в доверие и просят все, чем хозяйка может поделиться – яйцами, мукой, маслом, фруктами… Боша могут обмануть, но никогда не возьмут чужого без спроса.
❤ Если вам понравилась статья - жмите на лайк и подписывайтесь на канал ❤