Министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян побывал в Москве с рабочим визитом. Хотя ранее, анонсируя этот визит, иранский МИД заявлял, что московская переговорная повестка включает «обширный спектр многостороннего сотрудничества между двумя странами», Тегеран все же особо выделял перспективы проходящих в Вене переговоров по Совместному всеобъемлющему плану действий по иранской ядерной программе (СВПД).
Все дело, и даже интрига, заключалась в том, что в Вене на переговорах образовалась пауза, которая возникла после требования России, чтобы США дали письменное обязательство не распространять режим санкций на открывающиеся после подписания соглашения возможностях российско-иранского сотрудничества.
Правда, у Москвы была своя версия происходящего, связанная с предъявленными США требованиями к Ирану. Но так получилось, что условиям Москвы была предано широкая гласность, а требования США к Ирану почему-то замалчивались Вашингтоном и Тегераном.
Более того, заявление Москвы прозвучало через две недели после начала украинского кризиса, что придавало ситуации дополнительную политическую нагрузку. В результате европейские участники венских переговоров – Германия, Франция и Великобритания (E3) – и координатор переговоров ЕС Джозеп Боррелл обвинили Россию в предъявлении требований, не связанных с условиями СВПД.
В этой связи появились даже заявления о возможности подписания какого-то нового ядерного соглашения без участия России, что вводило, прежде всего, российско-иранские отношения по выражению одного иранского эксперта, «в состояние ненужной конфронтации или недоразумений».
Так стала раскручиваться дипломатическая многоходовка, многие сюжеты которой остаются пока неизвестными. Абдоллахиян связывался со своим катарским коллегой шейхом Абдул Рахманом Аль Тани, после чего тот говорил по телефону с госсекретарем США Энтони Блинкеном. Абдоллахиан связывался по телефону и с министром иностранных дел Омана Сайидом Бадром Альбусом. И только после этого отправился с визитом в Москву, где встретился со своим российским коллегой Сергеем Лавровым и «обсудил с ним венские переговоры и войну на Украине».
Что стоит за этим, кроме «засветки» непрямого контакта МИД Ирана с государственным департаментом США выявить пока не представляется возможным. Тем не менее, «крещендо Абдоллахиана» прозвучало в Москве в исполнении Лаврова после, как отмечает иранское агентство Nour News, «серьезных, откровенных и перспективных переговоров между двумя странами».
И вот результат. Лавров по итогам переговоров заявил, что «Москва и Тегеран выступают за скорейшее возобновление полноценного осуществления СВПД. Второе: две страны, ждут отмены незаконных санкций США в отношении Ирана и непомерные требования США к Ирану».
Третье: Лавров заявил, что информация о возможности США предложить новое соглашение для Ирана без участия России является «очередной попыткой переложить с больной головы на здоровую», и что «у России нет запредельных требований в контексте СВПД».
Наконец, самое главное интригующее: Лавров сообщил, что Россия получила письменные гарантии США, и они включены в текст самой договоренности о возобновлении СВПД. Таким образом, на переговорах в Вене пауза должна быть прервана и они выводятся на финишную прямую. Текст соглашения уже согласован и насчитывает около 20 страниц, в которых говорится о дальнейших мерах по возвращению к выполнению ядерного соглашения в первоначальном виде образца 2015 года.
Но интрига не исчезает с этим моментом. Дело в том, что представитель Госдепартамента США Нед Прайс заявлял, что Вашингтон, несмотря на события на Украине, будет взаимодействовать с Москвой, правда, только по «фундаментальным» вопросам «для нашей национальной безопасности».
В нынешней конфронтационной ситуации из-за украинского кризиса продолжение дипломатического сотрудничества между США и Россией, принятые американцами письменные обязательства о нераспространении режима санкций на взаимодействия между Россией и Ираном в сфере торгово-экономического и другого сотрудничества, наводит на многие размышления.
Ранее Блинкен подписал указ об отмене санкций в отношении гражданской атомной энергетики Ирана. В частности, были приостановлены санкции против иностранных компаний – европейских, китайских и российских, которым по условиям соглашения 2015 года разрешалось сотрудничать с Ираном в области «мирного атома».
Видимая причина такой политики США вроде бы очевидна: они не желают «дать Ирану зеленый свет на разработку ядерного оружия». В то же время очевидно и то, что США и Россия не сжигают между собой все «дипломатические мосты» даже в условиях осуществления Москвой специальной операции по денацификации и демилитаризации Украины.
И хотя на данный момент Вашингтон не планирует проводить с Москвой диалог по другим проблемам стратегической стабильности, он рано или поздно все же должен состояться.
С другой стороны, США рассчитывают, что снятие с Тегерана санкций приведет к выходу иранской нефти на глобальный рынок конкуренции и потеснит нефть Россию. США и их западные партнеры не делают секрета из того, что намерены разыграть в своих интересах иранскую карту, чтобы провести операцию по энергетической диверсификации.
Теоретически такое возможно, но при условии, что американцы станут выстраивать отношения с Ираном как с субъектом мировой политики, что, в свою очередь, может подорвать позиции Вашингтона на Ближнем Востоке, если иметь в виду интересы Израиля или Саудовской Аравии.
Второй момент: усиливая давление на Россию и Китай, США могут пытаться вырвать из этого альянса Иран, как-то стимулируя его на сближение. Но для такого широкого политико-дипломатического маневра необходимы время и владение искусством большой дипломатии, которое американцы давно утратили.
Институт РУССТРАТ