Из архива Navygaming, 2014
Мы оставили (начало здесь)крейсер "Пенсаколу" и его соратников из эскадры контр-адмирала Райта в самом начале боя у мыса Тассафаронга, когда все представлялось довольно успешно: противник был обнаружен, по нему внезапно открыли огонь, американские радары давали преимущество в ночном бою, сокрушительное поражение японцев казалось уже близко, но...
...В 23.17 две японские торпеды «нашли» крейсер «Минеаполис», а одна попала в «Нью-Орлеанс». Крейсер «Пенсакола» обошел два поврежденных корабля с левого борта и открыл огонь по новой обнаруженной цели. Вероятно, это был эсминец «Наганами». По докладу командира, «Пенсаколе» вторым залпом удалось поразил цель, на которой наблюдался взрыв, после чего она пропала с экрана радара и визуально не наблюдалась. На крейсере посчитали, что она затонула, но это совершенно не соответствует действительности.
В 23.30 радар «Пенсаколы» вновь обнаружил новую цель на дистанции около 5500 м., а так как осветительных снарядов в кранцах не было, а новые подымались из погребов очень медленно (сказывалось наличие подачи только по одной линии из носовых погребов), с крейсера дали семь залпов (все по тому же «Наганами») исключительно по данным носового артиллерийского радара. Поскольку корректировать собственную стрельбу было невозможно, все залпы выпустили на семи установках целика (лестницей). И вот результат – цель опять исчезла с экрана радара. Янки радостно празднуют очередную победу, хотя «японец» даже не был серьезно поврежден.
Продолжая двигаться в прежнем направлении в поиске очередной жертвы, крейсер «Пенсакола» оказался между противником и своими горящими крейсерами. Японцы на фоне зарева пожара, отчетливо увидели силуэт корабля (правда решили, что это линкор «Техас») и немедленно произвели массированную торпедную атаку.
Якобы погибший «Наганами» и еще три эсминца выпустили 26 торпед по цели. В это время на тяжелом крейсера «Пенсакола», радар обнаружил новую цель на дистанции около 11000 м. На таком расстоянии, несмотря на подсветку осветительными снарядами, цель визуально не наблюдалась. Дав несколько залпов (лестницей), огонь прекратили, и цель пропала с экрана радара.
В 23.39 одна из японских торпед попала в «Пенсаколу» в левый борт в районе шп. 103, недалеко от башни ГК № 3, примерно в 2 м. ниже ватерлинии. В борту образовалась дыра длинной 13,4 м и высотой 9,8 м. Крейсер потерял управление и покатился влево. Помимо кормовых орудий из строя вышла башня № 2. Торпеда попала в район полностью заполненных топливных цистерн. Фонтан нефти накрыл грот-мачту и башню № 3, топливо разлилось по верхней и главной палубам, проникло в кормовое турбинное отделение, которое заполнялось водой. Крейсер накренился на 13º на левый борт, а осадка кормы превысила 8,8 м.
Взрывом была разрушена главная пожарная магистраль, уничтоженной оказалась и часть пожарных рукавов в районе попадания, поэтому не удалось сразу ликвидировать возгорание. Пламя охватило грот-мачту и всю территорию вокруг нее. Огонь распространился вокруг барбета башни № 3. Кормовая часть оказалась отрезанной, но осталась целой телефонная связь с рулевым отсеком, что позволило сохранить управление кораблем, а поскольку носовые котельное и турбинное отделение не пострадали, крейсер сохранил ход. С большим трудом развернувшись на обратный курс, крейсер стал удаляться от острова.
Японцы, обрадованные попаданием во вражеский линкор, решили добить его, но эсминец «Кагеро», выпустивший четыре торпеды с близкого расстояния, промахнулся. Израненный крейсер отходил в Тулаги со скоростью 8 узлов. Откачав нефть в море из цистерн поврежденного борта, удалось выровнять крен, а вот с пожаром не удавалось справиться около 12 часов. Высота пламени достигала 30 метров. В 1.45 под установкой ГК № 3 от нагрева рванул первый 203-мм снаряд, проделав большую дыру в барбете. За несколько часов взорвалось порядка 150 зарядов. Разлетающиеся осколки затруднили борьбу с огнем, однако моряки не сдавались.
Когда крейсер бросил якорь в заливе Тулаги, для помощи в борьбе с огнем подошел ЭМ «Перкинс» и подал на «Пенсаколу» несколько собственных пожарных рукавов. К полудню пожар удалось ликвидировать. Повреждения оказались очень серьезными. Между шп. 97 и шп. 109 корпус с левого борта был разрушен по всей высоте, что привело к существенному ослаблению продольной прочности и некоторому прогибу и скручиванию кормовой оконечности. Взрывом оборвало обе валолинии гребных винтов левого борта, а у внутреннего вала противоположного борта повреждения получил редуктор.
Кормовое турбинное отделение затопило полностью. Крейсер принял порядка 2 900 тонн воды. Были уничтожены кабельные линии, 3А, кормовые директоры с радарами управления огнем и прочее оборудование. Сильно пострадала башня ГК № 3. Экипаж потерял 8 офицеров (из них 1 ранен) и 185 матросов (из них 67 ранено). Но крейсер уцелел, несмотря на то, что считался "жестянкой"!
После ликвидации пожара «Пенсаколу» "подлатали", максимально облегчили кормовую оконечность, срезали грот-мачту. 27 января крейсер прибыл в Перл-Харбор, где встал на восстановительный ремонт, совмещенный с модернизацией.
После ремонта, в октябре 1943 года тяжелый крейсер «Пенсакола» (кэптен Дис) вошел в состав (тактической группы) TG.50.3 (авианосцы «Эссекс», «Банкер Хилл» и «Индепенденс»), в задачу которой входило обеспечение высадки в атолл Тарава. 19 ноября палубная авиация с авианосцев нанесла мощный удар по островам Макин и Бетио. На следующий день крейсер «Пенсакола» в составе выделенной группы ТG.50.3.2 вел артиллерийский обстрел о. Бетио. Первоначально огонь с крейсера был очень неточным, снаряды даже не попадали в остров, но после ситуация изменилась, и, согласно докладов корректировщика, удалось уничтожить несколько батарей, включая одну зенитную, израсходовав при этом 600 203-мм. снарядов.
Даже не попадали в остров! Это как так?
После завершения обстрела корабли присоединились к TG.50.3, осуществлявшей поддержку десантников, высаживавшихся на Тараву. В 18.00 соединение атаковало 14 самолетов G4M. В 18.03 «Пенсакола» открыл огонь по трем приближающимся самолетам из всех орудий. Первый был сбит совместным огнем с трех кораблей, второй был поврежден «Пенсаколой», и его добил «Хелкет». Третий пытался проскочить перед носом корабля, но тот, поврежденный огнем зениток, врезался в воду. Японцам все же удалось торпедировать «Индепенденс», но он смог самостоятельно отправится на базу. Крейсер «Пенсакола» и два эсминца сопровождали его до выхода из зоны действия японской авиации.
С декабря 1943 по январь 1944 года «Пенсакола» с другими крейсерами базировался на о. Фунафути, прикрывая острова Гилберта на случай появления надводных сил противника. 25 января 1944 года «Пенсакола» присоединился к TF.58.1, которая направлялась к Маршалловым островам с задачей обстрелять авиабазы японцев.
Тяжелый крейсер «Пенсакола» вместе с эсминцами «Эрбен» и «Хейл» 29 января производили обстрел о. Тароа и выпустил 320 203-мм снарядов. Стрельба велась отдельными башнями. Согласно докладу летчика-наблюдателя удалось вывести из строя две взлетно-посадочные полосы (ВПП), поразить укрытия для самолетов, ремонтные ангары, поджечь склад с горючим. На следующий день «Пенсакола» и три эсминца «обрабатывали» южную часть острова Вотье. По сообщению экипажей бортовых самолетов были отмечены попадания в казарму, ремонтную зону, склад боеприпасов, ВПП. Подобные бомбардировки островов продолжались до конца февраля. 6 апреля «Пенсакола» вернулась в Маджуро, а 25 прибыла в Перл-Харбор для ремонта и модернизации.
Прибыв 27 мая 1944 года на Алеутские острова «Пенсакола» был зачислен в TF.94, в задачу которого входили действия на северном фланге Тихоокеанского театра. Соединение, в которое входил «Пенсакола», 13 июня обстреливало о. Матуа (Курильская гряда). 26 июня бомбардировали вражеские объекты на мысе Курабу (о. Парамушир, Курильская гряда). 2 и 3 августа обстрелы срывались из-за обнаружения соединения японскими самолетами.
В конце августа 1944 года «Пенсакола», находясь уже в составе оперативной группы TG.12.5 (легкий авианосец «Монтерей»), участвовал в обстреле острова Уэйк, а 25 сентября крейсер перебазировался на Сайпан. Но долго в базе ему отстаиваться не дали.
6 октября TG.30.2 в составе тяжелых крейсеров «Честер», «Солт-Лейк-Сити», «Пенсакола» и шести эсминцев вышло для обстрела береговых объектов на о. Маркус. Эту отвлекающую операцию проводили в преддверии рейда авианосцев на Формозу. 9 октября в 04.20 американские корабли начали обстрел острова, но японские береговые батареи отвечали интенсивной стрельбой. Попытки подавить береговые батареи успеха не принесли, а японские снаряды продолжали падать в опасной близости от кораблей. Американцы были вынуждены продолжать обстрел с более далекого расстояния. «Пенсакола» выпустил более 300 203-мм снарядов. После завершения операции соединение вернулось на Сайпан.
Здесь, как видим, американцы ввиду отвлекающего характера операции решили особо не рисковать, а только зафиксировали свои действия.
11 -12 ноября соединение TG.30.2, состоящее все из тех же трех тяжелых крейсеров, «обрабатывало» артиллерией о. Иводзима. Правда, ввиду отсутствия устойчивой связи с самолетами-корректировщиками, огонь вели, в основном, по площадям. «Пенсакола» расстрелял все имеющиеся в погребах 203-мм снаряды - 495 шт., а также 473 127-мм. Ночью крейсера отправились на базу. 6 декабря ТКР «Пенсакола» вновь участвовал в обстреле Иводзимы. И опять, ввиду отсутствия устойчивой связи, огонь велся в основном по площадям.
С 11 по 17 декабря ТКР «Честер», «Солт-Лейк-Сити» и «Пенсакола» получили "передышку" - их задействовали для патрулирования с целью перехвата японских судов. Но 22 декабря к крейсерам присоединилось пять эсминцев, и соединение вновь отправилось для очередного обстрела Иводзимы.
Тяжелый крейсер «Пенсакола» в течение следующих полутора месяцев регулярно выходил в качестве плавучей батареи для бомбардировки японских объектов на Иводзиме, по которым было выпущено тысячи снарядов. Участвовал в патрулировании с целью перехвата японских кораблей, пытающихся доставить подкрепления осажденному острову.
1 февраля «Пенсакола» был включен в состав TF.54 под командованием контр-адмирала Роджерса, державшего флаг на линкоре «Невада». Его задачей стала огневая поддержка высаживаемого на Иводзиму десанта. 16 февраля корректировщик с «Пенсаколы» доложил, что он сбил истребитель А6М «Зеро». 17 февраля крейсер, как всегда, обстреливал вражеские позиции, при этом следовал 5-узловым ходом на постоянном курсе. В 09.34 попал под ответный огонь береговых батарей, и, хотя первые залпы легли далеко, вскоре японцы пристрелялись, и «Пенсаколу» поразило шесть снарядов. Помимо этого в результате близких разрывов были вмяты листы обшивки подводной части, и появилось несколько небольших осколочных пробоин. Общие потери корабля составили 17 убитых и 120 раненых. Ночью удалось заделать все пробоины и откачать воду из затопленных отсеков. Впоследствии экипаж собственными силами отремонтировал все поврежденные орудия.
Операция против Иводзимы для «Пенсаколы» закончилась 1 марта 1945 года, когда он вместе с линкором «Вест Вирджиния» и тремя эсминцами направился к Улити.
21 марта крейсер «Пенсакола» в составе TG.54.2 отправился для огневой поддержки десанта на Окинаве. Соединение прибыло к острову перед рассветом 26 марта и сразу приступило к обстрелу вражеских позиций. 27 марта крейсер был атакован подводной лодкой, но от двух выпущенных торпед удалось уклониться. В последующие дни японская авиация неоднократно атаковала американские корабли, и зенитчики «Пенсаколы» записали на свой счет еще четыре самолета. 14 марта крейсер получил приказ следовать на Гуам в составе охранения конвоя, состоящего из 15 транспортов. С Гуама «Пенсакола» отправился в Перл-Харбор, а оттуда в Сан-Франциско для прохождения ремонта и модернизации.
По окончании работ крейсер был направлен в порт Адак на Аляске, куда и прибыл 9 августа. Сентябрь и октябрь 1945 года «Пенсакола» находился в акватории острова Хонсю, оказывая поддержку оккупационным силам. Это были последние боевые операции, в которых принял участие крейсер
В начале 1946 года тяжелый крейсер «Пенсакола» окончил свою активную службу, но ему уготовили еще одно испытание. С него сняли часть оборудования и отправили в Перл-Харбор, где его подготовили для использования в качестве мишени при проведении ядерных испытаний.
Крейсер пережил воздушный взрыв 1 июля и подводный 25 июля, хотя и получил тяжелые повреждения. После корабль отбуксировали к атоллу Кваджелейн, где его окончательно разукомплектовали и передали для изучения последствий взрывов.
По окончании исследований радиоактивный корпус корабля было решено использовать в качестве мишени. 10 ноября 1948 года тяжелый крейсер «Пенсакола» был потоплен в 90 милях у побережья штата Вашингтон, продержавшись на плаву шесть с половиной часов под обстрелом тяжелых крейсеров, эсминцев и ударов палубной авиации (включая торпедоносцы).
Статья Baloo_bst из архива Navygaming, №2(5)/2014
Источники: Малов, А. Тяжелые крейсера типа "Пенсакола". Часть 1/ А.А.Малов/ Морская коллекция, 2013.- № 4.- 32 с.; N.Friedman U.S. Cruisers: An Illustrated Design History. Annapolis: Naval Institute Press, 1984. - p.496; Больных, А.Г. Крейсера. Уникальная иллюстрированная энциклопедия/ А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 288 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС США (Часть 1) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 1 (58) – 2004. – 32 с.; Орел, А.Легкие крейсера типа «Омаха» /А.В.Орел// Морская кампания, № 2 (66).- 2017. – 64 с.; Патянин, С.В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин, С.Барабанов, К.В.Егоров. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.- 536 с.
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много интересного: