Найти в Дзене
@uspeh_rebenka

"Мы переживаем, поэтому будем решать за тебя" - фраза, которая толкает в цифровую зависимость

Оглавление

Уважаемые родители, у многих возникает вопрос - когда начинать переходить от тотальных правил по экранке к принципам последовательного обучения?

Ответ простой - пока ребенок соглашается с правилами, установленными в вашей семье.

Мы разбираем ситуацию, когда родитель считает правило верным и полезным для ребенка, а он/она уже нет. Начинаются конфликты, качество жизни снижается у всей семьи. Именно тут развилка выбора.

Дальнейшая воспитательная модель родителей будет либо толкать ребенка погружаться в цифровые воды, либо нет. Именно эти стратегии и ошибки прорабатываются детально на канале.

Город, где интересно

Представьте ситуацию, где ребенок сидит в деревне (условно). А рядом город. Он/она уже освоил все пространство рядом. Когда был маленький, изучил дом, потом на коляске с мамой начал изучать улицы рядом. Потом, в 5-6 лет начал бегать осваивать местность самостоятельно.

А рядом красивый и такой интересный город. Цифровой. И познавательный интерес создает тягу, которую даже сам ребенок не в силах осознать. Хочу туда!

Родители, с целью защитить ребенка, говорят - дружок, хорошо, но только час в неделю. Он/она и этому рад, там же так весело и интересно. По мере взросления начинаются конфликты, переходящие в некоторых семьях в боевые действия. Ребенок все больше начинает высказывать свое несогласие с установленными правилами.

Тут надо понять одно. У ребенка отобрали удовольствие, не предложив увлекательного занятия, а чаще - с упреками и требованиями, что пора уроки делать. Что происходит?

Все внимание автоматически переносится в недоступный, но такой привлекательный город, но туда нельзя. И вот в эмоциональном поле начинаются мысли о том, как бы туда ускользнуть, ребенок начинает отдаляться от своего "заботливого родителя", который его "не понимает". Таким образом мы сами создаем тягу. Потому что используем внешнее давление, заставляя подчиняться.

Я знаю, что тебе нужно, а ты - нет

Когда пошли серьезные конфликты из-за экранки - надо менять подход. Ребенок взрослеет, и ему становится тошно от гипер-контроля, защиты и стремлении родителей оградить от "цифрового города".

Участие таких родителей в жизни детей основано больше на страхе и тревоге, чем на желании обучать и взаимодействовать.

Мы хотим гордиться своим "главным проектом", а тут проблема. Цифровое поведение, с которым уже нет сил справляться.

Часто в семье звучат фразы: "Ты вырастешь, поймешь!" или "Мы знаем, что для тебя лучше, поэтому даже не смей спорить!".

И тут главный момент, который надо для себя понять.

Мама с папой ограничивают автономию ребёнка и загоняют его в рамки

Что такое четкие правила по экране? Это модель: "Я решил/а, что тебе так лучше. Тебя никто даже спрашивать не будет. Твоя задача выполнять".

По сути авторитарная модель родительского воспитания. Которая вызывает напряжение у ребенка, потом отторжение. А потом, в подростковом возрасте он просто убегает в цифровой город, без какого либо желания возвращаться обратно. Чем больше такой "мнимой диктаторской заботы", тем больше риск ухода в зависимости.

Тут можно добавить, что с взрослеющим детиной продолжают использовать модель:

"Мы переживаем, поэтому будем решать за тебя"

Но внешнее управление дает только один эффект - рост напряжения. Причем, как со стороны ребенка, который не согласен.

Так и со стороны родителей, которые дальше впадают в панику и продолжают "войну" с экранной, а заодно и с ребенком.

Он/она хочет, чтобы его слушали, его мнение учитывалось, а правила обсуждались. Но проявлять себя, развивать свою ответственность ему не дают. А при первом косяке или ошибке - быстрый возврат на исходную. Я знаю, а ты должен просто выполнять.

Если говорить о решениях, то главное понять, что модель чрезмерной опеки и внешних ограничений не работает в долгосрочной перспективе.

Ребенок просто не будет готов взять управление своим экранным временем, потому что у него не сформированы навыки взаимодействия ни с цифровым, ни с реальным миром. Он не умеет решать, потому что "мама знает, как для него лучше".

И, расширяя проблематику, гипер опекаемые дети не способны взять под контроль свою жизнь. И нести ответственность за свой выбор. Потому что, как правило, родители не могут отпустить ребенка ни в 20, ни в 30. В психологии это называется "вертолётное воспитание".

Истории по вопросам цифрового поведения ребенка присылайте на разбор uspeh.rebenka@yandex.ru