Пятьсот лет минуло с тех пор, как супруга Ван, любовь жизни императора Китая Ченхуа, была погребена недалеко от современного Пекина. Обстоятельства их отношений сами по себе вызывают интерес. Но, не менее любопытна и история того страха, что вызывало надгробье Ван в последующих столетиях.
В культурах Восточной Азии и в феодальном Китае в частности погребальные обряды и сооружение могил для умерших имели очень важное значение. И конечно же в случае привилегированными слоями общества, особенно когда речь шла о монарших особах, строительство мавзолеев и саркофагов было делом весьма ответственным и часто продуманным до мелочей. В истории Китая было много императоров, которые десятилетиями строили мавзолеи для себя и своих семей, не чураясь внушительных трат из имеющегося собственного богатства.
Во времена династии Мин у императора Ченхуа (Чжу Цзяньшень) (1447-1487) была одна очень известная наложница. Вернее, у него был настоящий горем, император был весьма падок на женские чары. За свои тридцать девять лет жизни император был по меньшей мере отцом двадцати детей.
И все же из всех его современниц в истории запомнилась особенно одна – его наложница и потом супруга Ван, настоящее имя которой было Ван Тринь Нхи. Интересно, что эта любовь императора была почти на 20 лет старше Ченхуа. Ван была ровесницей матери императора, Су. Та некогда сделала из дочери одного чиновника, прислуживающей при дворе отца Ценхуа, няньку. Так будущая супруга Ченхуа сблизилась с воспитанником со временем. Юноша вырос и Ву стала его наложницей, пользуясь большим доверием и благосклонностью будущего императора, который стал таковым в девятнадцать лет. Это случилось в 1464 году.
У Ченхуа было несколько наложниц и жен. Но, Ван неизменно была самой влиятельной. В 1466 году она родила императору сына, которого тот сделал наследником. Согласно историческим записям, супруга Ван также имела оборотную сторону характера. Любящей женой для императора. Для других – опасной и горделивой женщиной, не только причинившей вред многим другим наложницам, но и подавлявшей авторитетом саму императрицу и часто причиняла вред многим другим наложницам. Ван Трин Нхи, будучи самым могущественным человеком в гареме, однажды заставила императрицу-консорт Ву быть сосланной из дворец. Молодая Ву была первой по положению женой императора, которая решила проучить Ван, распорядившись высечь ее. Но император встал на сторону Ван, которой он, кстати сказать, даровал титул “императорской благородной супруги”. Ву уже месяц спустя потеряла расположение императора, попала в опалу.
Известно, что вторая императрица-консорт Сяочженьшунь, сменившая опальную Ву, якобы и вовсе не хотела беременеть, опасаясь гнева Ван. И все же сын Ван не выжил, а она была уже не в том состоянии, чтобы родить императору Ченхуа других детей.
Она умерла в 1487 году в возрасте 58 лет. Император был глубоко опечален. Он приказал организовать пышные похороны Ван на манер императорских. Ченхуа якобы сказал, узнав о смерти возлюбленной “Ван Чжэньэр ушла, я скоро последую за ней”. Он действительно умер всего лишь через 8 месяцев после кончины Ван. Мавзолей, где покоится супруга Ван, был построен в очень красивом месте. Это был отдельный монумент в отличие от надгробий других наложниц, которые похоронены недалеко в общем мавзолее. Ему же наследовал сын от одной из наложниц, которая вырастила отпрыска, стараясь не попадаться на глаза Ван.
***
Могила Ван уцелела. Она находится у подножия горы Сушань, в 7 км к северо-западу от Пекина. Надгробье находится на территории двора с великолепным прямоугольной формы садом шириной 138 м и глубиной 197 м. Тут есть большая каменная эпитафия в память о владельце. Любопытны слухи о последнем пристанище Ван. Существует суждение, что что могилу супруги Ван ни в коем случае нельзя вскрывать.
Известны сведения, что 200 лет спустя после смерти Ван, уже во времена династии Цин, однажды император Цяньлун однажды задумал построить масштабное сооружение. Разработанный план строительства включает землю с могилой супруги Ван. Цяньлун увидел, что могила додинастической (доманжурской) супруг-наложницы имеет чрезвычайно благоприятное и красивое расположение. Император вознамерился именно здесь разбить новый большой сад, в результате чего надгробье стало мешать его замыслу.
Цяньлун не решился уничтожать, но только лишь перенести гробницу. Он конечно не собирается осквернять останки усопшей или разграблять могилу, перенести все в том же состоянии, каком и было. Но когда рабочие только принялись за лопаты, все пережили шок. Нечто случившееся привело к тому, что план Цяньлуна по строительству сада был немедленно остановлен. Более того, император также приказал абсолютно никому не прикасаться к гробнице. Сад, который он хотел тут разбить, также должен быть перенесен в другое место.
Что же произошло?
Оказывается, когда рабочие принялись раскапывать гробницу, они обнаружили выбитые слова на стеле. Поняв смыл слов рабочие перепугались и отказались от всех поползновений раскапывать гробницу супруги Ван. Надпись на стеле гласила:
«Ты не трогаешь меня, я не трогаю тебя».
Эти слова явно предназначались с целью запугать того, кто посмеет прикоснуться к могиле. Предупреждение оказалось действенно, так как в последующие века к гробнице Ван никогда не приколись никакие расхитители, хотя она, вероятно, таит какое-то количество изделий из золота или серебра. Может быть, даже с самого первого шага они должны были дрожать, как рабочие короля Цяньлуна.
Эти слова действительно стали «проклятием», помогающим защитить неприступную гробницу доныне. Сегодня мавзолей Ван, построенный более 500 лет назад, все еще стоит на своем первоначальном месте, несмотря на все потрясения, случившиеся за это время в истории Китая. Могила обветшала и уже утратила первоначальное величие замысла. Но несмотря на то, что современное состояние могилы Ван не очень хорошее, и сейчас никто не решается восстанавливать её.