Санкциям уже почти три недели. За эти три недели было не только много неприятных сюрпризов, но и пришло много понимания, что в итоге происходит, а также сделаны многочисленные полезные решения, которые пойдут на благо авиации.
1. Самое главное – стало понятно, что бизнес-модели основных перевозчиков ничем не защищены, а наша авиация является самой уязвимой в мире, так как только у нас власти небольшого островного государства смогли вывести за рамки Чикагской конвенции всю гражданскую авиацию.
2. Вектор дальнейшего развития пока не определен, однако всем понятно, что без стратегических решений в этом болоте завязнем наглухо. Пока что решения на коленке, каждый тащит в свою сторону. Главе государства сейчас не позавидуешь, так как придётся выслушивать истеричек, которые предложат противоречащие друг другу решения, но все решения будут полумерами. ОАК предложит одно, а входящие в неё древние авиазаводы отправят деда, который предложит древний Ту-334, так как тогда самолёты были лучше и надежнее, полностью отечественные. В голове у деда до сих пор Советский Союз, а двигатели Д-436 выпускает ещё живой Мотор Сич, при этом такие «патриоты» напрочь игнорируют современные изделия Пермских моторов. Именно эти «патриоты» и загнали нашу авиапромышленность под лавку, так как они выпускали ненужные поделки, в которых ориентировались на давно помершие заводы, производившие комплектующие ещё в советские времена, а потом ругали за недостаточный патриотизм авиакомпании, которые были вынуждены сами разыскивать производителей и держать огромные склады непонятно чего, так как раньше КБ не особо вдавались в вопросы послепродажного сопровождения.
3. Некоторые страны написали гарантийные письма, что они не будут вмешиваться и отбирать самолёты. Другие перевозчики решили вопросы со страховками. Интересно себя повели и некоторые лизингодатели. У них был выбор – первый попробовать арестовать самолёт в другом государстве, либо сделать всё для приостановки эксплуатации его в РФ. Этот вариант приводил к одинаковому варианту развития ситуации. Самолёт больше бы не летал, так как после аннулирования СЛГ его не получилось бы даже перегнать, да и некому это было бы сделать. Кроме того, сейчас на рынке очень много свободных машин. Так он бы и сгнил, либо был бы продан по запчастям. Во втором случае – эксплуатация продолжается по согласованию с лизингодателем, но можно на публику повозмущаться, а лизинговые платежи получать. Это касалось европейских лессоров, а американские ни от чего не отказывались. Собственно, Турция никаких гарантий не давала, но сегодня Боинг-777-200, принадлежащий AerCap вполне неплохо совершил туда рейс из Москвы, возмущения или противодействия не было, да и номер уже российский, как и СЛГ. Ответчик тоже выдавал новый бортовой. В AerCap понимают, что политику и бизнес не стоит смешивать. Политики меняются, а деловая репутация денег стоит. Если устроить истерику, то отвернутся многие потенциальные перевозчики из «незападных» стран.
4. С запчастями решений много, как и с поддержанием лётной годности. Только пройдёт это максимально тихо. Гражданские запчасти не такая уж проблема приобрести, добра много. Только об этом никто не будет сейчас говорить вслух. Особенно после криков и ссылок на Китай. Китайцы не помогают никогда тем, у кого язык до колена. Про иранскую нефть все знают только благодаря карте с кораблями. Комментариев нет ни от одной из сторон.
5. Самая жесть сейчас будет с грузовыми перевозками. Пока почти всё везут сами китайцы, флот у них огромный. Но Волга-Днепр решила не продолжать эксплуатацию. Других вариантов у нас не много. Только китайские грузовики и наземка. Товаров сейчас очень много в обе стороны.
6. Ушли многочисленные топы из авиакомпаний и госучреждений. Сейчас время для профессионалов, которые могут работать на непаханном поле. Законы будут приниматься с колёс по предложениям этих профессионалов. Им нужно будет принимать решения и выстраивать уникальную модель, опыта чего не было в мире. Для этого не получится скопировать действующую или предложенную модель, как делали раньше. Сейчас профессионалам требуется великолепно знать нормативно-правовую базу и иметь опыт руководства перевозчиком. Необходимо понимать последствия того или иного решения и не пропускать как позитивные, так и негативные для оценки.
7. Интересное время будет и для турбизнеса. Необходимо будет быть готовыми работать на внутренний и международный бизнес, при этом с международным будет круче, чем в пандемию. Намного чаще будут происходить изменения. По накатанному ехать не получится.
8. Авиастроителям требуется сейчас мобилизоваться. Об этом и заявил Слюсарь. У них работы хватит всем. Сокращенным авиаспециалистам следует присмотреться. В УЗГА, кстати, не хватает рабочих рук. Поезжайте, опыт будет неплохой. А Комсомольск-на-Амуре, кстати, неплохой город, если вдруг захочется поработать на самом современном в стране производстве. Но авиапромышленность должна выпускать самолёты не для того, чтобы они простаивали: некоторые абсолютно новые Ту-204 не выполнили ни одного коммерческого рейса. Вы должны общаться с авиакомпаниями и выполнять все их пожелания. Смежников выбирайте понадежнее. Если для импортозамещения не особо критичного узла (их много и не осталось) требуется много времени, почему бы не посмотреть на Китай, который выпускает сейчас свои машины и вполне мог бы чем-нибудь поделиться.
9. Наконец-то самолёты стали регистрировать в России. Нормативная база создается с колес. ИКАО возмущается, но вывести Россию не получается пока, так как это чревато развалом организации, либо придания ей номинальной функции. Лизингодатели уже смирились с последствиями для самолётов. В том числе и зарубежные. Импортозамещение в софте тоже идёт полным ходом. Сам вижу уже рейсы Аэрофлота в Астре, хоть пока их там никто не регистрирует.
10. В целом готовьтесь подзатянуть пояса. Нам придётся много поработать, отдача придёт далеко не в первый год. Но ведь в авиацию идут романтики? Если не справляетесь, можете пойти следом за топами, уважаю их решение. Лучше так, чем не оправдать потом.
-------------------------------------------------------------------------------
1. Информация о сотрудничестве, партнерстве и об авторе публикуется на страницах:
https://travelfoxes.livejournal.com/212431.html
https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/plany-po-blogu-i-politika-na-2022-god-61df2948d516294f57069fa4
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
https://travelfoxes.livejournal.com/230579.html
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта (материалы из КЗА делаются при полёте пассажиром из доступных зон) и нарушающие правила конфиденциальности.