(Предыдущая глава: Валины пирожки
Начало истории Вали и Вити: У любви правил не бывает)
Разница у Валиных детей – всего-то шесть лет. А кажется – чуть ли не полжизни, так всё изменилось!
Вот, например, когда Лена родилась, по закону нужно было после родов на работу выходить через два месяца. Ну, Вале – через три, ребенок-то недоношенный. Деток в ясли, значит, отдавали двух месяцев от роду. За исключением тех счастливцев, кого было с кем дома оставлять. Да много ли таких было? А мамочкам положены были перерывы в работе, чтобы сбегать в ясли, своего ребенка – грудничка покормить. В яслях даже такие халаты были специальные: на груди вырезаны два круглых отверстия. В них нужно было просовывать грудь, чтобы покормить. Опять же, для гигиены. Но мамочки, понятно, чаще всего эти халаты просто на плечи набрасывали, так что круги на спине оказывались.
Говорили: «Что у вас тут за дырки, мои титьки туда не влезают!».
Работники яслей на такие нарушения, понятно, сквозь пальцы смотрели. Ну, а что сделаешь, если «титька не влезает»?
В яслях в домашней одежде детям находиться было тогда нельзя. Считалось – негигиенично. Поэтому всех детишек сразу переодевали в «казённое», в ясельное. Это для мамочек было очень удобно: насколько меньше стирки!
Групп у них в яслях было четыре. «Груднички» (до 9 месяцев), «ползунки» (9-14 месяцев), средняя (до 2 лет) и старшая – до трех лет.
Грудничковая группа – на втором этаже. Металлические (чтобы проще мыть) высокие кроватки, небольшой манежик посреди группы для тех, кто уже начинал садиться и ползать. Специальный столик для кормления, пеленальник, шкафчики для пеленок и кофточек-штанишек, для игрушек.
Ползунковая – с большим манежем – на первом этаже. Эти детки уже тяжеленькие, а сами еще плохо ходят, или пока не ходят. Поэтому, чтобы их по лестницам мамочкам не таскать – первый этаж.
Рядом – средняя группа. Там даже пианино стояло, и музыкальные занятия проводились. Приходила «музыкантша», занималась с детками. Потом малышня менялась группами: к пианино приходили «старшие», и теперь уже с ними проводилось занятие.
И утренники были, а как же! Песенки и стишки разучивали: про ёлочку к Новому году, про «Кукла с мишкой громко топают» или «Паровоз, паровоз, новенький, блестящий» к Ноябрьским, про «Горит на солнышке флажок» и «Вот какие маки» к Первомаю. Большое окно со стороны раздевалки занавешивали марлей. Оттуда родители смотрели, а ребятки их не видели. Иначе такой рёв поднялся бы, чтобы мама забрала!
А старшая группа – на втором этаже. Эти уже сами по лестнице могут подниматься.
А попробуй-ка их на прогулку выведи! Старшие карабкаются, только помощь нужна, конечно, а средним и с крылечка-то в три ступеньки сложно.
Ну, а «груднички» и «ползунки» на прогулку не ходили.
Зато и у «ползунков», и у старших деток сон был на веранде. Это такой большущий зал с кроватками, одна стена сплошь из окон. Окна в теплую погоду открываются полностью, в холодную – форточки. А чтобы детям тепло спать было, нужно их перед сном в специальные ватные мешки засунуть. Вроде конверта, но с капюшоном.
Покормили ребенка, на горшок высадили, в мешок одели – и неси на веранду. А они тяжеленькие, да мешок этот ватный! Да и много детишек-то! Так что нянечки кормили, а вся канцелярия во главе с заведующей Клавой одевала-таскала. Хоть большие могут сами идти, да в мешке не много пройдёшь. А на веранде в мешок упаковывать детей тоже нельзя – холодно, простудятся. Поэтому старшие шли до двери на веранду сами, там их засовывали в мешок, а до кроватки уж на руках…
И на прогулку тоже помогали одевать и выводить ребятишек.
Ох, и натаскалась же Валя тогда! Под конец дня руки часто просто гудели. Но она рада была, что дочка с ней, что может её спокойно кормить, когда надо. Что не нужно с работы отпрашиваться и бегать туда-сюда, чтобы ребенка покормить…
А с Митей уже можно было до году дома сидеть.
Поэтому и детишек в «грудничковой» и «ползунковой» группах стало намного меньше. Зато в старших группах прибавилось.
И одежда в яслях тоже домашней стала. Нет, переодевали, конечно, если ребенок мокрый, или во время еды испачкается. Но большее время уже в домашнем были.
Хорошо-то хорошо. Вот только частенько летом приходит мамочка дитёнка забирать. А он на прогулке. И выходит с участка. Батюшки-светы! То ли ребенок, то ли поросёнок! Умывальник тут же, на заборчике. И полотенца. А иначе – никак.
Валя Мите вообще одежду чистую брала, чтобы до дома в нормальном виде вести.
В «ползунковой»-то группе он полгода пробыл, до лета. Да и как пробыл – больше болел. Неделю ходит, потом месяц болеет. Ну и Валя, понятно, дома, на больничном. В средней – чуть получше было. А на третий год «всего-то» несколько раз больничный брать пришлось.
Хорошо, что Клавдия, Валина заведующая, - понимающая. Ни разу частыми больничными не попрекнула. Ну, а с другой стороны: во-первых, где работника на 0,75 ставки возьмешь? А во-вторых, вот если бы Валя няней была, или поваром. Тогда да, не выйди она на работу, пришлось бы её заменять кем-то. А это значит, этот кто-то должен двойную нагрузку взять. А так – не проводятся занятия, ну, плохо… Но не критично.
Вообще, они в канцелярии дружно «жили». Четыре молодые женщины, примерно одного возраста, у всех мужья, дети. Достаток тоже примерно одинаковый.
Даже взгляды у них схожими были.
Так что и повода для ссор и склок не было. Приносили «вкусненькое» к чаю, обменивались рецептами и выкройками (ну, а куда денешься, швейные машинки и умелые руки у всех были ценным подспорьем в обновлении гардероба). Нина – мастерица шапки вязать, Клава – свитера и жилетки, Тоня – детское. Да такие вещи мастерили – куда там магазинным! Загляденье. Только Валя вязать совсем не умела, да и не любила. Зато шила уж точно лучше всех из их компании. То Мите костюмчик летний, то Лене платье – коллеги только ахали да восхищались.
***
Продолжение: Жених для трехлетки
***
Жду ваших комментариев и лайков! 🥰
***
Начало истории Вали и Вити: У любви правил не бывает
***
#жизнь в ссср #дети в яслях #истории из жизни #отношения на работе