С ростом плотности населения в больших городах недвижимость становится менее доступной, и средние размеры жилища имеют тенденцию уменьшаться. Этот тренд уже заметен как в Москве, так в и мегаполисах за рубежом . Однако современные жители стремятся использовать технологии для того, что бы компенсировать эти обстоятельства . Мы делаем свои жили ща более умными и оптимизируем пространство, избавляемся от громоздких вещей, используем shared-сервисы или заменяем их на все более умные .
Так же мы отказываемся от рутины, поручая ее внешним сервисам . Плотность населения в Азии и соответствующая ей средняя площадь квартиры (1 3 м для одного человека, 16 м на семью из двух человек) никого не удивляют и не удивляли раньше. Но в 201 9 обсуждения вызвало объявление о продаже 11-метровых квартир в Москве. Из-за повышения стоимости строительства, роста плотности населения в городах и ограниченности ресурса площади, пригодной для жилого строительства (для домов еще необходимо подвести коммуникации и обеспечить транспортную доступность), собственное новое жилье может оставаться доступным людям только при уменьшении его площади. Этот тренд отмечают не только в России, и списать его на локальные экономические проблемы нельзя. Аналитики отмечают снижение средней площади возводимого жилья в США.
Итак, квартиры и дома будут уменьшаться, но мы готовы побороться за сохранение или даже улучшение нашего уровня жизни. Мы вынесем за пределы жилища всё, что можно, а остальное превратим в сервис. Сначала мы избавимся от физических объектов, которые занимают место: начнем пользоваться шеринговыми сервисами и избавимся от велосипедов, самокатов, редко используемых вещей, которые можно больше не хранить, а брать в аренду. Лишние вещи продадим или отправим храниться на удаленные склады с сервисом обратной логистики (QBox, Чердак). Оставшиеся в квартире предметы и устройства неизбежно будут станут умнее, чтобы эффективнее использовать наше время и площадь. Производители техники (например, LG Electronics) уже вовсю рекламируют свои продукты, объединяя их в системы умного дома. При этом базовые потребности остаются теми же самыми, жилое помещение должно обеспечивать пространство для приготовления или разогрева пищи, ее приема, место для сна и гигиены. Очевидным шагом в сохранении уровня комфорта будет вынос за пределы жилища отдельных рутин и необходимого для них оборудования. Вспомним классический пример Нью-Йорка, широкое распространение в котором получили прачечные, которые позволили перенести функцию стирки и глажки белья из дома. Идея дома-коммуны, которой мы посвятили отдельную главу — сюда же. Старбакс построил свою империю на концепции «третьего места» — между работой и домом. Места, в котором можно поучиться, почитать книгу и при этом выпить кофе. Логично предположить, что в 202Х продолжится вытеснение привычных бытовых функций в новые формы. Использование сервисов доставки еды позволит уменьшить площадь кухни в квартире, стиральную машину и квадратный метр под ней мы освободим, перейдя на сервис, который забирает грязную одежду и возвращает чистую, а большой гардероб будет замещен сервисом, который подбирает и привозит каждую неделю новый набор актуальных вещей. Ну и так далее.
И, кстати, каждый из перечисленных выше сервисов уже существует, остается только дождаться, когда скорость работы, и даже более важно — их надежность и предсказуемость будет достаточной, чтобы окончательно на них положиться и отказаться от лишних вещей и помещений в жилище. Можно предположить, что развитие получит и «третье место» как пространство для работы, учебы или встреч с друзьями. Вероятно, офисы и рабочие места будут трансформироваться в коворкинг-пространства, в которых человек сможет не только работать и проводить большую часть своего досуга (от встреч с друзьями и чтения книг до игры в приставку). По данным Рокетбанка, уже сейчас клиенты в Москве стали тратить намного больше денег на доставку еды. Расходы среди людей старше 45 лет выросли на 231.82%, а клиенты младше 22 лет увеличили расходы на доставку на 189.59%. Также выросли расходы на кафе и рестораны: на 122% у клиентов младше 22 лет, на 10% - 60% среди других групп.
Что с этим можно делать в течение 202Х: работать над предоставлением услуг и сервисов для тех, кто покупает меньшую жилплощадь, предоставлять решения для удешевления пригородного строительства и создания комфортной пригородной среды