Найти тему
ЗЕЛО

Пермский звериный стиль: человекоптицелось

Вторая статья из цикла о ключевых образах пермского звериного стиля. Так называют стиль небольших бронзовых украшений, которые археологи находят в Пермском крае. Рассказываем, что мог значить самый поразительный персонаж этих украшений — крылатый человеколось.

Автор: Александра Сечко

Крылатый человеколось стоит на ящере. Троицко-Печорский р-н, р. Коми, VII – IX вв. ГИМ
Крылатый человеколось стоит на ящере. Троицко-Печорский р-н, р. Коми, VII – IX вв. ГИМ

Одним из характернейших образов пермского звериного стиля является сложный гибридный образ человеко-лося или человеко-птице-лося, занимающего промежуточное положение между земным и небесным мирами, носящего пограничный, посреднический характер – между людьми и богами. Кроме того, канонично существо располагается на ящере, хозяине подземного царства – еще один стык миров. В этом сюжете – отражение мифологических представлений о мироустройстве: трехчастная структура, где верхний, небесный, божественный ярус – свод из лосиных голов; средний, земной, людской и природный – антропоморфные и зооморфные фигуры, нередко и, собственно, человеческая; нижний, подземный, мертвых душ и силы смерти – ящер.

Помимо трехчастного «скелета» фигуры, характерно и символично наличие у копытного человеко-лося крыльев – это удивительным образом кристаллизует в едином образе знаковые черты ангела и черта (ангельские крылья и раздвоенные копытца черта), ставшие позднее несоединимыми ввиду специфики христианской мифологии – а пермский языческий человеко-лось соединяет в себе полюса и выступает как спасающей, так и наказывающей силой.

Человеколоси. Верхнее Прикамье, VII — IX вв.
Человеколоси. Верхнее Прикамье, VII — IX вв.

Поле семантических значений этого сюжета может выходить за рамки основной символики – так, случаи изображения человеко-лося в обрамлении других лесных животных указывают на его статус хозяина тайги, лесного духа; а местным охотникам человеко-лось был известен из легенд о великом охотнике-предке, полузвере-получеловеке. Так, лось, при многообразии его значений, являлся культовым мифологическим образом, которому были посвящены праздники, сказания, песни, а также многочисленные изделия металлопластики, выступавшие, как правило, в качестве личных, а не родовых оберегов – отсюда и значительное, по сравнению с другими, число найденных амулетов.