Бодрые киносборники уж точно не прокатят. Делались такие во времена великой войны. Там немцы-фрицы – всегда идиоты, пуля – дура, штык – молодец, а румяные девушки-селянки лихо поднимают супостата на вилы и картинно ждут своих суженых-освободителей. Дождавшись, водят хороводы и поют песни про любовную любовь и любовь к Родине. И, разумеется, во всём этом нет ничего зазорного. Тогда такое работало. Люди были совсем другими.
Текст Михаила Дряшина
Мы же с вами живём в совершенно иную эпоху. История вообще имеет обыкновение не повторяться. Обратное утверждение ни на чём не основано. Попробуйте припомнить хоть какие-нибудь примеры невыученных исторических уроков, обернувшиеся повтором тех или иных ситуаций, – вряд ли преуспеете. Но речь не об этом.
Все мы очень надеемся, что до кино военного времени дело попросту не дойдёт, ибо всё кончится раньше. И надо будет снимать уже кино послевоенного времени, в том числе и про специальную военную операцию, которая только что миновала.
И тогда в очередь за финансированием выстроятся торопыги с созданными за две недели на коленке лентами про героический героизм, как мы это с неудовольствием наблюдаем после каждой военной операции или природного катаклизма, в ликвидации которого принимают участие наши военизированные формирования. Непременно со звёздами первой величины.
Заметьте, вы, как и я, интуитивно понимаете, о каких фильмах идёт речь, мы смутно помним даже постеры, но названия лент начисто стёрлись из нашей памяти. Мы вряд ли даже смотрели их в интернете или по телевизору и уж точно не ходили на них в кинотеатры. Что-то там про Крым или Цхинвал, да-да, было-было. Кто-то из известных даже играл. Угу.
Время для настоящего кино про нынешнюю военную операцию не пришло. И довольно долго ещё не придёт. Возможно, не наступит вовсе.
Лет пять как минимум должно пройти. Всё, что раньше, – конъюнктура. А лучше – лет десять или даже двадцать.
Лет пять на первичное осмысление. Судя по опыту не только канонических сороковых-пятидесятых, но и постафганских и постчеченских. На пороге пока не кино, а тексты: стихи, проза, дневники непосредственных участников событий. Ждём ослепительной реинкарнации условного Семёна Гудзенко. Кстати, на какой стороне баррикад теперь Игорь Растеряев?
А хорошего кино ещё ждать. И это правильно. Ибо первая ощутимая весточка с самой великой войны – «Живые и мёртвые» Александра Столпера – отстоит от самой войны на два десятилетия, роман Константина Симонова – на полтора. «Двадцать дней без войны» Германа – на три с лишним. А у нас очередь Цхинвала даже ещё не подошла. Чечни – одним только выпуклым «Живым» Александра Велединского, пусть и откровенно позаимствовавшим сюжетный приём из «Шестого чувства» Найта Шьямалана, а тот, в свою очередь, через энное число посредников – из бессмертного рассказа Амброза Бирса «Случай на мосту через Совиный ручей».
Но всё это нам ещё предстоит, если вообще предстоит, через несколько лет. Пока же необходимо отбиваться от халтурщиков, которые в самом скором времени оседлают тему и станут выпускать блокбастеры как горячие пирожки.
Посему повремените какое-то время с походом в кинотеатры на духоподъёмные опусы об освобождении небратских твердынь. Лет пять, наверное, стоит переждать. Года два – точно. Лучше пока читайте и смотрите что-то другое, тоже отечественное, на отвлечённые темы, что непременно тоже должно сейчас появиться. А потом – да, увидим-таки на экранах новые талантливые лица. Непременно найдём и отогреем своё потерянное поколение. И встретим новых руководителей отечественной киноиндустрии, взамен отваливших на лазурные берега. Хорошо бы навсегда. Во всяком случае, очень на это надеюсь.