Найти тему

«Смерть Артура» в Большой книге

,Камера иностранного режиссера выхватывает простых ребят из современной России:

Маша (феминистка): Был ли Король Артур на самом деле?

Петя: Стой, что за вопрос? Конечно был! Вон о нем сколько фильмов, сколько книжек! Это такой король Англии. И колдун у него был, Мерлин, и злая сестрица, и неверная женушка, и рыцари, и подлый племяш.

Афроамериканец Иван: Не, не было такого, это просто сказка! Вы что? Может вы еще и в Бабу Ягу верите?

Женя (не определилось с ориентацией): Я мне говорили, что их было много, это, как там его… Собирательный тип!

Спасибо, ребята. Не раз ученые прошлых лет и не столь давних дней сомневались в историческом существовании героев эпических произведений, в существовании тех или иных городов и мест. Оно и понятно, ведь эти тексты похожи на слепки снов одних древних людей о других. Однако, как выяснялось, и еще, наверняка не раз выяснится, некоторые персонажи и места существовали на самом деле. Правильнее сказать – у литературных образов были реальные прототипы.

Например, всем известная гомеровская Троя. Ее откопали, разделили на слои и обнаружили, что город действительно был атакован, осаждался. Это так называемая Троя 7 (условное название археологического слоя). Случилось это где-то в 12-13 веке до нашей эры. В хеттских записях, относящихся к тому же времени, упоминается сам царь Агамемнон. Вернее, упоминается царь с таким именем. Находятся и иные любопытные детали, но все эти находки, разумеется, не делают произведение Гомера документальным. Они лишь показывают, что он (или они) сочинял свою великую историю по некоторым мотивам. У нас есть Троя, у нас есть упоминания имен и народов, следы осады и разграбления, но на этом всё. Сражался ли под стенами этого города и именно тогда, например, Ахиллес? Скорее всего нет. Ведь параллельно у Гомера в руках была целая плеяда божественных героев, которых он просто собрал в одном сюжете, заставил взаимодействовать. Мы не можем сказать, что Гомер выдумал абсолютно всё, но также не можем полагаться на его эпос как на исторический документ.

С Артуром всё еще сложнее, несмотря на то, что предполагаемые годы жизни этого героя приходятся уже на нашу эру, пятый век. Проблемы начинаются уже с имени. Этимология имени Артур неясна, по этому поводу ведутся филологические споры – из какого языка оно происходит – латинского, этрусского, кельтского. Вроде бы и есть там что-то связанное с медведем – «сын медведя», «медведь», даже «страж медведицы» – но всё на уровне гипотез. А если мы не можем даже однозначно сказать, откуда взялось имя героя, то мы, как вы понимаете, плаваем и в иных, более явных вопросах.

В 12 веке монахи Кентерберийского аббатства ВНЕЗАПНО находят могилу Артура! Гластонберрийские земли (графство Сомерсетшир) несколько позже начинают считать тем самым Авалоном! Там даже яблочки растут особенного сорта, а как мы знаем «Авалон» – в переводе «яблочный остров». Так вот, аббатство сгорело, а при его восстановлении могила самого Артура и обнаружилась. Да еще и с крестом свинцовым, на котором, чтобы никто не сомневался, так и было написано, что здесь лежит Артур с женой своей. Монахи сообщали, что когда саркофаг открылся, узрели они чудо – волосы женщины до сих пор были как у живой – длинные, золотистые и прекрасные. Но лишь прикоснулись к ним, сразу разлетелись пряди в пыль. Слух о том, что в пределах аббатства нашли могилу величайшего героя, повлек за собой паломничества, которые, сказать по правде, продолжаются и теперь, правда больше туристические. Позднее и саркофаг, и тело, и даже тот самый крест были… утеряны. Осталась зарисовка креста, по которой современные ученые установили, что буквы на нем не соответствуют времени, в которое мог жить предполагаемый Артур. Надпись была сделана в современном для НАШЕДШИХ саркофаг стиле, а не для находки. Иными словами, взвешивая все факты, выходит, что монахи пошли на подлог, для того, чтобы привлечь средства. Однако, как это иногда бывает с подлогами, он сработал и возымел целую цепочку культурных последствий.

Иными словами, никакой могилы Артура по сей день не найдено. Есть древний камень, обнаруженный в культурных слоях замка Тинтагель (сам замок, кстати, связан с рождением Артура), на котором значится имя Артура-Артугна (Artognou). В одном из прочтений камень гласит – «Артугну воздвиг это в честь своего предка Коля». Коль – также мифический правитель кельтов.

Более ничего материального у нас нет на Артура, кроме многообразных текстов, наиболее древние из которых восходят к седьмому веку нашей эры. Краткие упоминания в песнях, а позднее, в девятом веке, силами Нэнния, а еще позднее, в двенадцатом и Гальфрида Монмутского, история Артура обретает свои внятные черты. Великий вождь, защитивший свой народ от саксов в целой серии сражений, венчающейся битвой при горе Бадон.

В то время Рим, выкачав из Британии всё, что можно, вынужден был увести войска на континент, чтобы сражаться против готов, гуннов и прочих «варваров». Британия осталась беззащитной, ее стали клевать пикты и другие доброжелатели. Тогда бритты обратились к саксам за помощью. Но германцы быстро поняли, что здесь можно не только помочь, но и забрать власть себе, заселить Британию своими. Где-то в этот период и появляется Артур, которому суждено бороться с саксами. И он успешно делает это всю жизнь. Вероятно, за большую военную удачу героя Артура и запомнили так, что память не истерлась за века. Но это лишь реконструкция по хроникам, которые в свою очередь не старались быть сугубо фактичными и историчными!

Существует с десяток лиц, которые могли бы послужить прототипами Артуру. Это и римский военачальник Арторий Каст, правда жил он раньше, и правитель Амвросий Аврелиан, и кельтский король Риотам, и многие другие. Есть в частности забавная версия о том, что Артур и его рыцари связаны с аланами, которые защищали бриттов после отъезда римлян. Исследователи указывают на похожие черты осетинского эпоса о герое Батраце и сказаний об Артуре. Там действительно есть заманчивые и поразительные сходства, однако, аланская версия остается такой же гипотезой.

Резюмируя – мы можем предположить, что был некий исходный вождь или великий воин, воспетый потомками. А дальше на воспоминания о нем наслаивались слухи, художественные элементы, подвиги уже других персонажей. Быть может и имя «Артур» прилипло на каком-то этапе и не было исходным. Возможно, но доказать нечем. Иными словами, на сегодня Артур – это пестрый литературный персонаж, живущий в не менее пестром сказочном мире, также украшенном множеством наслоений различных эпох.

Действительно, полотна артуровских легенд сотканы из христианских и дохристианских мотивов, древние мифы пересыпаны средневековой куртуазностью. Например, Мерлин (Меридин) изначально самостоятельный персонаж, лишь позднее ставший магом Артура. Рыцари круглого стола также, видимо, герои разных историй, собранные авторами в одном месте для пущего народного интереса. История с Граалем имеет довольно древний корни и может быть связана с котлом Дагды и другими волшебными артефактами дохристианский легенд.

Финальное же слово в формировании легенд об Артуре в 15 веке сказал Томас Мэлори, сведя в свою большую книгу, пожалуй, все, что можно было выведать. И книгу эту читать сегодня довольно трудно, ведь это старинный, даже древний куртуазный роман со своим ритмом и своими художественными особенностями. К нему нужно привыкать, с ним нужно работать. Результат – полное, с ушами, погружение в мир Короля Артура, полный волшебства и подвигов. Для тех, кому интересно, там будет и немало артефактов для дальнейших копаний – что откуда пришло в текст, какие символы скрываются за теми и иными событиями.

Имея бумажную версию в четырех книжках, я не смог пройти мимо нового издания «Большой книги», ибо оно прекрасно как внутри, так и снаружи, при этом цена выходит (особенно со скидочками) вполне адекватная. Белая бумага, крепкая крышка, а еще – страницы щедро украшены старыми гравюрами Обри Бердсли. Приятно заполучить один из центральных памятников средневековой британской литературы в таком замечательном исполнении. Король Артур жив, и готов возвращаться с Авалона сколько угодно раз, лишь только мы открываем предания о его полных чудес жизни и смерти.