Всемирному дню защиты прав потребителей посвящается.
Формула простого потребителя, записанная еще в Древнем Риме, работала и на Нижегородской ярмарке. В достатке здесь были и хлеб, и зрелища. С начала навигации сюда, на пристань, привозили 137 655 кулей ржаной муки (почти 16 тыс. тонн), «654 мешка крупитчатой муки и разного хлеба».
Разве есть что-то вкуснее свежего кофе с теплой булочкой? Поволжских муку и мукомолов знали во всем мире. О булках и калачах, сделанных из местной муки, слагали легенды. Например, продукция семейного предприятия Башкировых много раз получала золотые медали, их муку использовал и булочник Филиппов. Эта фамилия звучит в произведениях Чехова, Салтыкова-Щедрина и даже Акунина.
Калачи и сайки, выпеченные в московских пекарнях Ивана Филиппова, были гораздо вкуснее, сделанных по тому же рецепту, в его петербургской пекарне. Секрет был в московской воде, поэтому фанатам фирменных калачей по всей стране их поставляли в замороженном виде. Прямо перед едой булки размораживали в сырых полотенцах.
«Их как-то, особым способом, горячими прямо из печки замораживали, везли за тысячу километров», – писал Владимир Гиляровский.