Продолжаю делиться своими фотографиями Павловского Посада - крупного города текстильщиков, расположенного к востоку от Москвы. На этот раз речь пойдёт о микрорайоне Филимоново и посёлке Большие Дворы.
Микрорайон Филимоново в стародавние времена был небольшой деревенькой, получившей импульс к развитию благодаря купцу Андрею Алексеевичу Соколикову. До 1812-го года он владел ситценабивной фабрикой в Москве. В результате Наполеоновского нашествия предприятие сгорело и купец вместе с семьёй осел на новом месте, в нескольких десятках вёрст от Москвы. Он купил дом и прямо в нём, вместе с домочадцами, занимался выделкой платков. Текстильный промысел не был новинкой в этих краях. Ещё до Соколикова в Филимоново существовали мелкие домашние мастерские, занимавшиеся производством шёлковых тканей.
Дело Андрея Соколикова унаследовал его сын - Афанасий, в свою очередь он передал всё своим сыновьям - Ивану и Егору. Ивану досталось несколько деревянных производственных корпусов, в которых работали сорок человек. Егор получил два бревенчатых дома, где трудились полтора десятка рабочих. Оба брата продолжили развитие производства, но уже порознь. Оба добились успеха. Егор Афанасьевич подружился с братьями Кудиными - владельцами платочной фабрики в Городке, расположенной на противоположной стороне современного Павловского Посада. Вместе они учредили торговый дом «Е.А. Соколиков и товарищество мануфактур братьев Кудиных». У Егора Афанасьевича было три сына: Иван, Андрей и Александр. Каждому из них отец выделил равную долю в новообразованном товариществе. В 1896-м году Егор Афанасьевич приобрёл за границей современные станки и паровую машину. Фабрика обзавелась мотальным, ткацким , шпульным и сновальным цехами. В конце XIX века число работников выросло до трёхсот человек.
Производству стало тесновато в старых зданиях и в 1911-м году был построен новый трёхэтажный корпус. В окружении невысокой застройки он смотрится как готический собор посреди средневекового городка.
Александр Афанасьевич Соколиков оплатил строительство четырёхлетней школы для детей своих рабочих и местных крестьян. А ещё он построил пожалуй самый красивый дом Павловского Посада. Этот потрясающий деревянный особняк до сих пор называют домом купца Соколикова, хотя уже более ста лет ни купца, ни его семьи там нет.
После революции хозяина выселили. В доме разместился детский сад, о чём напоминает скульптура матери, кормящей ребёнка грудью. До недавнего времени здание занимал кожно-венерический диспансер. Теперь оно вроде как передано краеведческому музею и ожидает реставрации. Вопрос - дождётся ли. На такие нужды в бюджетах наших городов вечно нет денег.
Ещё одного подобного крыльца вы не сыщите в Павловском Посаде. Теперь уж через парадный вход никто не ходит. Сейчас лишь чёрный используется. Измельчал человек.
Какие красивые окна!!! Надеюсь их не заменят стеклопакетами.
После национализации фабрики, Александр Афанасьевич перебрался в Москву. В 1919-м был арестован, но позже дело прекратили за отсутствием какого-либо преступления с его стороны. Доподлинно неизвестно, как он жил дальше и когда умер. Говорят, что после освобождения, он вернулся в Филимоново и устроился работать дворником на собственную фабрику. Старость встретил в большой нужде, кормился у своих рабочих, кои его очень уважали. В общем такая очень стандартная русская «история успеха» образца двадцатого столетия. Я уже много статей написал о множестве мест и везде присутствовали похожие истории с концовками вроде - раскулачен, погиб на войне, умер от тифа, умер от туберкулёза, расстреляли, сослали, спился. Не получаются у нас хэппи-энды.
Справа от дома стоит старинный сарай, который тоже достоин сохранения.
Об истории этого дома ничего не знаю.
В этом деревянном здании располагалась фабричная контора.
В стенах этого пряничного домика была больница.
Здесь до недавнего времени был стационар кожно-венерического диспансера.
Ворота с историей. Павловский Посад пока ещё может похвастаться обилием незначительных дореволюционных и советских архитектурных форм: традиционных деревянных ворот, старых табличек и мозаик, резных наличников и кованных козырьков. Правда это богатство понемногу уничтожается и недалёк тот день, когда Павловский Посад станет таким же безликим, как моя родная Балашиха.
За примерами далеко ходить не надо. Вот такой советский заборчик стоял перед «пряничным домом». Теперь его нет, одни лишь столбики остались.
Проходная, окрашенная в бирюзовый цвет.
В советское время в Филимоново работало ещё одно предприятие - литейно-механический завод. Судя по облику он тоже строился до революции и изначально был чугунолитейным заводом.
Ныне завод ликвидирован и разграблен. Большая часть зданий разрушается. Если будете в этих краях, не поленитесь дойти до котельной. На её стене висит симпатичная мозаика.
Говорят, что в недавнем прошлом в этом здании было общежитие для рабочих из южных республик. Некоторым местным жителям такое соседство не особенно нравилось и в окна общаги время от времени прилетали камни. Видимо поэтому, все окна до сих пор закрыты сеткой-рабицей или металлическими листами.
Переместимся в посёлок Большие Дворы, расположенный неподалёку от Павловского Посада, со стороны Горьковского шоссе. О нём я подробно расскажу в следующей статье, а сейчас просто покажу несколько фотографий примеров местной исторической архитектуры.
Вот такие симпатичные домики с деревянными воротами встречаются в этом посёлке.
На первом этаже этого просторного дома размещается магазин.
На втором, до недавнего времени располагалась сельская администрация.
Старый козырёк.
Старинный дом, по видимому принадлежавший промышленникам Барановым - владельцам местной текстильной фабрики.
Розовый дом, стоящий по соседству.
Отремонтированное историческое здание. В советское время его занимал профсоюз льнокомбината.
Продуктовый магазин в старинном кирпичном здании.
В следующей публикации я расскажу подробнее о селе Большие Дворы.