В Британии есть такой премьер-министр – Борис Джонсон. Смешной такой, как бы неформальный – с соломенным шалашом на голове. На велосипеде ездил... Да знаете!
Текст Юрий Шумило
Сегодняшнее утро тряхнуло заголовками: «Джонсон заявил, что Европе будет трудно отказаться от российских нефти и газа». Сразу подумалось: неужели дошло и встал на путь исправления? Окунулись в текст...
Ничуть не бывало. По-прежнему быкует. Развивая мысль о трудностях, удалой премьер изрёк (цитируем газету Telegraph):
«Пока падают бомбы, стоимость нефти и газа растёт ещё больше, а это означает, что у вас меньше денег в карманах, а у Путина больше. Мы не можем продолжать в том же духе. Мир не может продолжать подвергаться этому шантажу...»
Из сказанного следует, что Европа расстарается диверсифицировать поставки энергоносителей, по возможности отказавшись от российских.
И тут торчат два аспекта. Первый. Откуда Европа возьмёт замену? Во сколько это Европе обойдётся? Второй, плавно вытекающий из первого. Чего стоят сегодня такого рода заявления?
По порядку. Какова доля российского газа в Европе? Есть мнение, что около 45%. Мнение Газпрома. Еврокомиссия его оспаривает, утверждая, что значительно ниже. Ну ладно, чтобы никому не было обидно, пусть будет 30%.
В 2018-м потребность Европы в газе составляла 390 миллиардов кубов. Из них 201,7 поставил Газпром. Процентные цифры не бьются, ну и пускай. Не об этом.
Напоминаем, что газ в абсолютном своём большинстве поступает в Европу по трубам. Значит, диверсификация подразумевает газ сжиженный, из Штатов. Теперь представьте себе армаду танкеров со сжиженным газом, курсирующую по Атлантике.
Представили? А издержки?
Сперва надо газ добыть, после довести до жидкого состояния, потом транспортировка, потом разжижение...
За морем телушка – полушка, да рубль перевоз. Цена неминуемо взлетит, как ракета, уронив и так чахнущую экономику Европы навзничь.
Правда, с жидким газом есть ещё один вариант, но он, увы для Джонсона, тоже на карман Путину. В нашей Усть-Луге достраивается газоперерабатывающий завод, заточенный как раз на сжижение газа. И отпускная цена его будет заведомо ниже, нежели у американского – Атлантика сильно шире Балтики. А там пойди разбери, какой газ откуда...
Это если европейцы окончательно сойдут с ума и предпочтут прогнозируемой России суетящиеся Штаты.
Теперь о стоимости сказанного британским премьером.
Политическая риторика оппонентов в последнее время хлещет по ушам, подобно берёзовому венику в русской бане. Так, что в пот бросает. Ничего, вспотеем. Это полезно. Надобно только понимать, что, высказываясь, Борис адресуется в первую очередь своим соотечественникам. Ведь надо же им в это нестабильное время что-то говорить.