Сергей Балакин
Одним из главных символов Трафальгарской победы стал знаменитый сигнал, поднятый в начале боя адмиралом Нельсоном: «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг» (England expects that every man will do his duty). Сигнал вошёл в историю, хотя прочитать его было довольно сложно: он состоял из 31 флага и его могли разглядеть лишь с нескольких ближайших кораблей.
Век спустя перед Цусимским сражением адмирал Хэйхатиро Того, подражая Нельсону, решил поднять на флагманском броненосце аналогичный сигнал. В новой редакции и в переводе с японского он звучал так: «Судьба Империи зависит от исхода этой битвы. Пусть каждый сделает всё возможное». Однако привыкшим к иероглифам японцам сигнал можно и нужно было сделать более кратким. И в итоге был выбран самый радикальный вариант: на совещании перед Цусимским боем Того объявил, что длинную фразу-призыв будет обозначать один-единственный флаг - флаг Z. В принципе, для этой цели подошёл бы любой другой, но был выбран именно Z (Zulu), флаг последней буквы латинского алфавита.
У человека, знакомого с морскими сигнальными флагами, всё это может вызвать недоумение. Ведь этот флаг Z (Zulu) международного свода сигналов чаще всего означает просьбу: «Мне нужен буксир». Поднятый рыболовным судном, он предупреждает: «Я ставлю сети». В сочетании с цифровыми (цифровыми в буквальном понимании!) флагами он служит обозначением времени по Гринвичу. Знают флаг Z и яхтсмены: на соревнованиях он означает фальстарт. Как видим, у флага много значений, но все они довольно заурядные. Ничего такого, что могло бы символизировать героизм и боевую славу, вроде бы нет.
Но это восприятие европейца. В Японии же всё иначе. Японцы при их традиционной склонности к символизму могут наделить новым, подчас мистическим содержанием любой предмет, даже самый банальный. Так и произошло с флагом Z.
После Цусимского сражения флаг Z, прежде имевший исключительно утилитарное значение, в Стране восходящего солнца стал символом великой победы и в какой-то степени даже «военно-морским флагом номер 2». Характерный пример: в декабре 1941 года на флагманском авианосце «Акаги» японского соединения адмирала Нагумо перед атакой Пёрл-Харбора тоже был поднят флаг Z.
Что же касается подлинного флага, реявшего на «Микасе» в Цусимском бою, то он в 1911 году оказался в Англии. Его подарил своим учителям-англичанам сам адмирал Того, прибывший на берега «Туманного Альбиона» по случаю коронации Георга V. Реликвия хранилась в военно-морском колледже HMS Worcester на Темзе, но после закрытия колледжа в 2005 году вернулась в Японию. Англичане передали флаг храму Того (Того-дзиндзя) в Токио. Если проводить аналогию с христианской церковью, то можно сказать, что знаменитый адмирал ныне причислен к «синтоистскому лику святых»…
Правда, нужно заметить, что после Второй мировой войны ореол славы у флага Z сильно потускнел. Оно неудивительно: одержанная под этим флагом тактическая победа в Пёрл-Харборе оказалась шагом к стратегическому поражению. (В России примерно то же самое случилось с боем при Синопе). Да и к Цусиме в современной Японии отношение неоднозначное – эйфория от невероятной победы толкнула самураев на путь, в итоге приведший к катастрофе. На конференции, состоявшейся в Москве по случаю столетней годовщины войны 1904-1905 годов, один японский историк высказал мысль, что «не будь Цусимы, не случилось бы и Хиросимы». Конечно, эта фраза была сформулирована исключительно для русских - хотя бы потому, что Цусимское сражение в Стране восходящего солнца официально именуется «Морской битвой в Японском море», а слово «Цусима» для японцев - лишь название острова, и не более… Но сути это не меняет. Флаг Z остался в истории как символ победы, ведущей к катастрофе.