Найти в Дзене
Russos

Есть ли около станции метро «Партизанская» секретные тоннели?

Введение Мой материал про фейковый «Бункер Сталина» выявил еще один интересный миф, который, честно говоря, был для меня неожиданностью. Суть его сводится к тому, что от Арбатско-Покровской линии было ответвление к нему или вообще ответвление. Оно могло быть, потом его убрали. Оно есть — я видел! Во-первых, мы с вами уже выяснили, что под стадионом имени Сталина в Измайлово нет никакого бункера. Следовательно, и ответвления тоннеля к нему от действующей линии метро не может существовать. Во-вторых, действующие метро настолько все исхожено и все сбойки подсчитаны, что там уже и нет белых пятен. А уж спрятать ответвление тоннеля со стрелкой и рельсами — просто невозможно. Но, давайте, конечно, разбираться подробно. Краткий вывод материала для тех, кто не читал пост про фейковый «Бункер Сталина». Так называемый «Бункер Сталина» в Измайлово не имеет никакого отношения к защитным сооружениям. Полуподземный вестибюль и ведущий к нему 73-х метровый пешеходный тоннель были построены в 1930-х
Оглавление

Введение

Мой материал про фейковый «Бункер Сталина» выявил еще один интересный миф, который, честно говоря, был для меня неожиданностью.

Суть его сводится к тому, что от Арбатско-Покровской линии было ответвление к нему или вообще ответвление. Оно могло быть, потом его убрали. Оно есть — я видел!

Во-первых, мы с вами уже выяснили, что под стадионом имени Сталина в Измайлово нет никакого бункера. Следовательно, и ответвления тоннеля к нему от действующей линии метро не может существовать.

Во-вторых, действующие метро настолько все исхожено и все сбойки подсчитаны, что там уже и нет белых пятен. А уж спрятать ответвление тоннеля со стрелкой и рельсами — просто невозможно.

Но, давайте, конечно, разбираться подробно.

Краткий вывод материала для тех, кто не читал пост про фейковый «Бункер Сталина».

Так называемый «Бункер Сталина» в Измайлово не имеет никакого отношения к защитным сооружениям.

Полуподземный вестибюль и ведущий к нему 73-х метровый пешеходный тоннель были построены в 1930-х годах как часть стадиона — правительственный подъезд и почетные ложи для правительства, дипломатов и прессы.

В 1990-х года некорректная исследовательская работа (а может и желание коммерсантов) привела к превращению этих помещений в несуществующий бункер.

А теперь приведу скриншоты некоторых комментариев и дам уже свои комментарии на них. Так как они интересные, то решил ответить так, чтобы все увидели.

Спасибо, что читаете и считаете это вообще интересным.

Обзор комментариев

Скриншот комментария.
Скриншот комментария.

Если читать разные сайты про «метро-2» то таких легенд пересказывают много. Пока документальное подтверждение нашла только история с гейтом на станции метро «Спортивная».

И да, все верно, 17 километров от стадиона до Кремля нет — там примерно 10. И даже с учетом того, что тоннель не идет прямо, такое увеличение трассировки просто невозможно.

По поводу Липок. Про этот настоящий бункер Сталина очень хорошо написано в книге Дмитрия Юркова «Советские «Секретные бункеры»».

Еще один комментарий.

Скриншот комментария.
Скриншот комментария.

Все верно. Особенно в 90-е годы на неокрепшие умы наших граждан вылились сотни страниц желтизны про призраки Берии, про отряд спецназа, который уничтожает трехметровых крыс в метро, про то, что метро строили заключенные и так далее и тому подобное.

Миф про заключенных оказался очень живучим, и я очень много усилий проявил, чтобы его убрать.

А уж тайные базы Гитлера и НЛО Люфтваффе всегда находят своих почитателей, к сожалению.

А вот этот комментарий очень порадовал:

Скриншот комментария.
Скриншот комментария.

Могу сказать только одно — это только начало весны! Если вы так не хотите «палить» объекты, то для вас у меня плохие новости. Вы их только что «спалили».

Про секретную ветку от Партизанской мы еще поговорим ниже. Только скажите, зачем секретный гараж КеГебе делать под островом? Если ветка, то это жд путь. Но гараж — это машины. Потом, куда и как там выезжать? А что с гаражом сейчас? КеГеБе все еще существует?

В общем, советую гражданину, 30 лет прожившему рядом, все же дойти до бывшего городка имени Баумана и изучить местность в живую.

Где там изобилие подземных укрытий, я тоже не понял. И зачем из бункеров строить тоннели куда-то?

От него был еще один комментарий, но его он успел стереть. А я не заскриншотил — но смысл был таков, что бункер есть, а я дурак™ и крутой блоггер™.

Прекрасно понимаю, что трудно принять новые факты и забыть про местные городские легенды. Но, придется. Под стадионом Сталина нет бункера. Ни Сталина, ни какого. Нынешний «музей» просто обманывает своих посетителей.

Еще писали про то, что куда-то не пускали, и что ходили 700 метров в подвале стадиона. Ну, размеры подвальной части стадиона довольно большие, и пару сотен метров там можно пройти. А учитывая, что там были авторазборки (а может и есть), им лишние взгляды не нужны. Про 700 метров ничего не могу сказать — не знаю как там и куда ходили.

А далее возник интересный разговор про якобы имеющие ответвления. Приведу первый комментарий.

Скриншот комментария.
Скриншот комментария.

В общем, можете прочитать сами ветку обсуждения.

Скриншот комментария.
Скриншот комментария.

Во-первых, посторонний человек, не разбирающийся в теме, имеет полное право заблуждаться, видеть что-то свое и отстаивать свою точку зрения.

Во-вторых, я сам бываю ошибаюсь. Это нормально. Мы тут и общаемся для того, чтобы разобраться. Так же, естественно, с моей точкой зрения никто не обязан соглашаться. Другое дело, что я уже 20 лет занимаюсь историей метро и чуть-чуть более в теме, чем подавляющие большинство пассажиров.

Гипотеза про ответвления от АПЛ в районе станции метро «Партизанская»

И так, выдвинута гипотеза: на перегоне между станциями «Семеновская» и «Партизанская» отходила ветка на север, которую ликвидировали в конце 70-х или начале 80-х. (временной отрезок указан автором комментария в ветке обсуждения). Сейчас существует еще одна ветка на участке от станции метро «Партизанская» до начала наземного участка. Не просто сбойки, а именно ветки с рельсами.

Автором утверждения указывается местоположение бывшей и существующей ветки:

Скриншот комментария. Сверху — где было, снизу — где есть.
Скриншот комментария. Сверху — где было, снизу — где есть.

И приводит цитату из «источника»:

Бывшее ответвление от перегона Семёновская — Партизанская к стадиону Измайлово. Съезд с перегона забутовали в конце 70-х, когда строили гостиничный комплекс «Измайлово». Тогда же уничтожили часть тоннеля. Оставшаяся часть до стадиона была использована как кабельный коллектор от гостиничного комплекса до ТЭЦ-23. Участок до стадиона строился открытым способом, глубина залегания — 5 метров. Строительство завершено в 1942 году. К началу войны рельсы в тоннеле Покровского радиуса уже были уложены до Партизанской.

Ссылку давать не буду, можете вбить в любом поисковике первое предложение — там их миллион копипасты друг у друга.

Давайте теперь разбираться!

Самое простое, что можно опровергнуть — это наличие якобы существующего ответвления. Проверятся это простым натурным экспериментом. Садимся в поезд и смотрим в правые окна — там ничего нет.

Далее можем посмотреть видео из кабины на этом участке:

Видео с канала pravonarock. С отметки 1:35 начинаем ехать от станции метро «Партизанская» до портала на улицу и далее до станции «Измайловская».

Можете самостоятельно найти другие видео с этого перегона. Ни на одном никаких лишних стрелок и ответвлений с рельсами.

В канале у человека, кстати, несколько десятков видео из кабины в метро вообще. Можете поискать на досуге недокументированные ответвления :)

А самый простой эксперимент можно поставить у себя дома. Просто спросить себя: «Зачем так надо было делать? Можно ли это было сделать в то время и тех условиях?». Но чтобы ответить на этот вопрос, нужно все же обладать немного техническими знаниями по теме.

Теперь давайте разбираться с забутованным ответвлением. Знаете, сложно на самом деле опровергать того, чего никогда не было. Ведь просто сказать, «что этого нет», здесь не получится! Сразу возразят — ну так было, а потом скрыли! Поэтому и нет теперь.

Как человек в теме, могу сказать, что скрыть так, чтобы до сих пор не заметили (а этот участок не один раз пройден пешком и проезжен из кабины)— не возможно. Но я прекрасно понимаю, что это мало кого удовлетворит. Так что придется копать.

Сначала разберемся с цитатой.

Съезд с перегона забутовали в конце 70-х, когда строили гостиничный комплекс «Измайлово».

Единственное, что тут написано верно — это про строительство гостиничного комплекса, которое активно происходило с 1974 по 1980 года. А в генеральном плане гостиница возникла еще раньше.

Тогда же уничтожили часть тоннеля. Оставшаяся часть до стадиона была использована как кабельный коллектор от гостиничного комплекса до ТЭЦ-23.

Сложно уничтожить то, что не было. Но давайте посмотрим на карту.

https://yandex.ru/maps
https://yandex.ru/maps

Цифра 1 — гостиница, цифра 2 — ТЭЦ–23. Вот скажите, каким боком ТЭЦ, введенная в строй 1966 году, имеет отношение к тоннелю, который там якобы был в 30-е года? При этом, вполне может быть, что от ТЭЦ к гостинице может быть магистральный коллектор. Только к тоннелю времен 30-40-х годов он не имеет никакого отношения.

Участок до стадиона строился открытым способом, глубина залегания — 5 метров. Строительство завершено в 1942 году.

Идиот, который это когда-то написал, просто не понимает как строится метро. Даже если предположить, что длина тоннеля от стадиона до Кремля 10 километров, то скрыть такое строительство просто невозможно. До сих пор не найдены документы, фотографии, ничего, чтобы говорило о его присутствии.

Кстати, вот пишут, что до стадиона. А откуда он тогда строился? От Кремля, от тоннелей Покровского радиуса? Давайте внесем ясность!

Так же советую открыть немецкую съемку 1942 или 1943 года и попробовать найти мне следы строительства. Если тоннель строили открытым способом — скрыть это нельзя. Покажите трассировку его по улицам. Строительные площадки. Да хоть что-нибудь.

К началу войны рельсы в тоннеле Покровского радиуса уже были уложены до Партизанской.

Это просто не так. К началу войны там еще проходка шла на некоторых участках.

А что говорят документы?

К сожалению, с документами на Покровский радиус немного туго. До сих пор не найден акт его приемки. Только доступен план и профиль трассы Покровского радиуса по состоянию на 1 февраля 1941 года. (РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 1260.).

План и профиль трассы Покровского радиуса. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 1260.
План и профиль трассы Покровского радиуса. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 1260.

Но и он дает множество ответов на вопросы и понимание геологии на этом участке. А она играет важную роль тут!

План и профиль трассы Покровского радиуса. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 1260.
План и профиль трассы Покровского радиуса. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 1260.

Это состояние дел на проходке этого участка на начало февраля 1941 года. Как видим, переходный участок не пройдет. Так же есть небольшой фрагмент перед станцией «Семеновская». К 22 июня проходки здесь стало больше, конечно, но не уверен, что успели пройти переходный участок.

Что такое переходный участок?

Это переход тоннелей метро с глубокого заложения на мелкое. В силу особенности московской геологии он у нас приходится на плывуны (водонасыщенный грунт). Судя по профилю, забой в начале февраля как раз находится в этой водонасыщенной прослойке. Строить там очень сложно. Традиционным методом на то время была проходка под сжатым воздухом.

Конечно, никто и никогда не стал бы в таких условиях строить камеры большого сечения для организации разветвления пути. Так же я не вижу её тут на схеме. Чертеж, напомню, когда-то носил гриф «секретно». Можно предположить, что её могли построить на не пройденном участке...

Это, получается, примерно под цифрой «2». Но сверху насыпь железной дороги и раскрывать огромную камеру из монолитного бетона на деревянном креплении под, где ходят поезда, очень опасно. А строить дополнительные камеры и тратить на это деньги после начала войны тоже глупо. Деньги нужны предприятиям. Помните: «Все для фронта, все для победы!»

Постойте, а что за цифра «2»?! Вот же ответвления!!! Что ты тут написал кучу текста, вот же оно!

Если мы внимательно посмотрим на чертеж, то увидим, что нет ничего что было бы построено после станции «Пратизанская». Мы видим контур станции, потом тоннели и какая-то овальная штука. Все, далее ничего нет.

На схеме нарисована будущая ветка в депо. А так как дальше планировали строить закрытым способом, то и сделали проект задела для ответвления. Кстати, его так и не построили, задел находится прям за станцией, и его прекрасно видно даже с платформы или с видео, которое я приводил выше. В следующем посте я вам покажу фотографии этого участка, посмотрим на перегон между станциями «Семеновская» и «Партизанская». Так же пройдемся до портала и начала открытого участка.

А если посмотреть с воздуха?

А пока глянем на немецкую съемку от 1942 и 1943 года. И, конечно, карту РККА от 1943 года.

Немецкая аэрофотосъемка от 1942 года. http://retromap.ru
Немецкая аэрофотосъемка от 1942 года. http://retromap.ru

Мы видим коробку станции, два контура вестибюля. Слева участок закрыт облаком, а вот справа видны контуры тоннелей, которые быстро обрываются — дальше просто котлован.

Подробная карта частей Москвы 1:10K .1943 год. http://retromap.ru
Подробная карта частей Москвы 1:10K .1943 год. http://retromap.ru

Собственно, вот и весь котлован станции и оборотных тупиков. До тех ответвлений даже не дошли, так как это был проект. Ветку в депо уже достраивали после войны, и там их, естественно, не сделали — не было надобности. Задел для продолжения линии сооружен сразу за станцией.

Задел для продолжения строительства на восток закрытым способом. Когда решили строить до станции «Первомайская» от от него отказались — использовали существующую ветку в депо. А дальше пустили метро по эстакаде и наземному участку.
Задел для продолжения строительства на восток закрытым способом. Когда решили строить до станции «Первомайская» от от него отказались — использовали существующую ветку в депо. А дальше пустили метро по эстакаде и наземному участку.

Так же можем посмотреть немецкую аэрофотосъемку от 1943 года.

Аэрофотосъемка части Москвы. 1943 год. http://retromap.ru
Аэрофотосъемка части Москвы. 1943 год. http://retromap.ru

Тут прекрасно видно, что справа пустой котлован и там ничего нет существенного. Видно, где заканчиваются тоннели и видна некая конструкция, очень хорошо согласующуюся с чертежем. То, что на нем обозначено овалом.

Слева видно начало глубокого участка — два тоннеля уходящие в сторону станции «Семеновская».

Станция «Партизанская» была открыта 18 января 1944 года. Точно известно, что на ней на момент пуска не была введена в действие автоблокировка и электрическая централизация. То есть стрелки управлялись в ручную. А на участке от станции «Курская» до станции «Партизанская» была меньшая парность, чем на остальном Покровском радиусе. За уточнение спасибо музею метрополитена.

Да, вы не поверите, но пустить метро в годы войны оказалось очень сложно. Замоскворецкий и Покровский радиус сдавались по упрощенным техническим условиям и с минимальным набором инфраструктуры.

Я более чем уверен, что на станции «Партизанская» крайние пути тогда не работали, и оборот был по среднему, третьему пути.

Выводы

Городские легенды и мифы вещь очень устойчивая. И как показывает опыт, многим людям, сложно расстаться с ними, особенно, если они верили в них много времени. А уж тем более, если они что-то видели. Но видеть можно разное и не всегда объем знаний наблюдателя позволяет правильно интерпретировать то, что видим.

Естественно, все могут ошибаться. И я в том числе. Так что буду рад услышать ваши доводы и доказательства. А уж если документик покажите...

А пока сделаем выводы:

1. Городская легенда «Бывшее ответвление от перегона Семёновская — Партизанская к стадиону Измайлово» является именно легендой. Его никогда не существовало и его не планировали. Объем построенных выработок на начало февраля 1941 года не показывает наличие каких либо камер съездов на перегоне. А не пройденный участок, в силу сложнейшей геологии, исключает такое строительство в дальнейшем. Особенно учитывая отсутствие ресурсов после начала войны.

2. Утверждение про наличие ответвления в тоннеле на участке от станции «Партизанская» до начало эстакады является банальной ошибкой и желанием выдать, простите за тавтологию, желаемое за действительное.