Дорогие братья и сестры, сегодня мы вспоминаем праздник Богоявления. При крещении на Иордане впервые было открыто людям, что Бог есть Троица: сын воплощённый, крещающийся, Отец, через глас с неба являющийся и Дух Святой в виде голубином показывающийся. И святой Иоанн Креститель видел и слышал это Богоявление. А другие не видели, потому что тайны Божии не для грешных людей. И сам Господь говорит – блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Только чистый сердцем достоин увидеть Бога. И святой Иоанн оказался достоин, и он засвидетельствовал своим ученикам что он видел. В Ветхом Завете Господь был известен людям как один Бог, сейчас же, как сказал Господь – приблизилось к нам Царствие Божие. Сам Бог приблизился к нам.
И как для идущего человека, который идёт издалека и видит всё неразборчиво и не чётко, когда же приближается, то может рассмотреть лучше. Так и Бог, когда приблизился, мы смогли увидеть, что Бог не просто един, а триедин. Отец, Сын и Святой Дух, но при этом не противоречит тому, что Бог есть один. Это учение о триединстве Божием конечно составляет одну из отличительных особенностей христианства. И на этом многие спотыкаются, удивляются и возмущаются. А атеисты и сектанты насмехаются, мол как это может быть, что Бог одновременно и три, и один.
В нашем мире, по человеческому рассуждению, действительно либо три, либо один. В том-то и дело, что Бог непознаваемый, Он должен быть выше правил земного мира. Это учение о триединстве Бога гораздо более достойно Бога и гораздо лучше выражает его принципиальную непознаваемость и неотмирность. А мирские люди требуют, чтобы всё им было понятно, либо один Бог, либо три.
Конечно само по себе требование от человека, чтобы ему был понятен Бог, нелепо. Но если посмотреть, что же понятно в целом человечеству, возьмём дождевых червей. Во время дождя они вылезают из земли. Мне в своё время стало интересно по какой причине они это делают, и я стал изучать этот вопрос, но к моему удивлению учёные не знают почему черви вылезают из земли во время дождя. Есть несколько теорий, которые высказывают разные учёные, но между собой они не сходятся.
И вот если лучшие умы человечества не познали даже червей, которые ползают под нашими ногами, как мы можем претендовать на то, что Бог, который сотворил нас и всю вселенную, должен быть познаваем и доступен для средних умов, для людей, которые живут во грехах. Нет, этого никак не может быть. И в том числе поэтому Бог открывается не всем, но достойным. Святым, которые смирились и очистили своё сердце, Бог открывает ум для познания Его. Хотя в полном понимании познания Бога не доступно никому, потому что это означало бы, что Творец наш вместился в наш ум. Тот, кого не вмещает вселенная, вместился в наш ум, это абсурдно.
То, что Господь открыл нам тайну своего внутреннего бытия, показывает на сколько Господь любит нас и доверяет нам. Тайнами делятся только с теми, кого любят и кому доверяют. Мы должны ценить эту любовь к нам и доверие и проявлять ответную любовь и доверие своей жизни Богу. И это явление Троицы как раз шанс смириться и признать, что я не выше Бога, я не всё понимаю, но я доверяю Богу. Если Бог показал, что Он Троица, значит так и есть.