Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем апостольском чтении мы слышали слова о том, что без веры Богу угодить невозможно. И соответственно люди, которые не верят в Бога, не верят в Господа Иисуса Христа, не могут надеяться на спасение. Хотя сами атеисты и не хотят спасения, однако часто слышишь от верующих людей, что вот, мол, жил атеист, да во Христа не верил, но был хороший человек, никого не обижал, почему он не спасётся?
Именно потому, что он не исполнял самую первую заповедь – Я есть Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня. Кто не исполняет первую заповедь, тот не может спастись через исполнение других заповедей. В Апокалипсисе написано ещё более точно, что участь всех неверующих в озере огненном. Апостол Иоанн Богослов не говорит, что это участь только злых неверующих, а участь хороших неверующих в Царствии Небесном, нет, он говорит о всех неверующих.
И далее Апостол пишет, что верующий в Бога должен веровать, что Бог воздаёт ищущим Его, даёт награду тем, кто ищет Его. Никакими добрыми делами не может спастись человек, иначе тогда и Христу не надо было приходить на землю, распинаться ради нашего спасения, потому что добрые дела люди делали и до того. Добрые дела, которые нужны и хороши, не имеют силы очищать людей от греха, и человек, который сегодня делает доброе дело, завтра делает злое. И доброе дело не уничтожает его дело злое.
Именно в связи с Богом мы можем обрести спасение и то самое воздаяние, о котором говорит апостол. Потому и так обидно, что хороший человек погибает и идёт по пути неверия. И это недоумение некоторых христиан возникает от того, что мы перестаём чувствовать тяжесть грехов против Бога. Грехи против человека мы понимаем, особенно против нас, а вот грехи против Бога, это какая-то мелочь. Но это искажение духовных понятий, потому что в Священном Писании говорится как раз всё наоборот. Прежде заповеди о Боге, а потом о человеке.
Святой Беда Достопочтенный говорил, что грех неверия во Христа ужаснее всех остальных грехов. И если мы этого не чувствуем и в это не верим, то мы находимся в неком обольщении, которое нужно исправлять. Также обращает внимание на себя фраза «ищущий Бога». Это значит, что недостаточно просто говорить, что я верю, что Бог существует, но нужно искать живой связи с Богом, а для этого нужна молитва и жизнь по заповедям Божиим. Вот когда мы исправляем себя самих в соответствии с волей Божией, тогда мы можем сказать, что мы ищущие Бога. Пусть Господь поможет нам пройти этот путь до конца, а всех неверующих просим просветить светом веры и будем молиться о них.