Найти тему
Полтора инженера

С этой подводной лодки началась история отечественных субмарин: даже царь Николай 1 присутствовал на испытаниях! 1832 год

История российского подводного флота начинается отнюдь не в 20-м веке! Да, тогда подводные лодки начали использовать более активно, но первые прототипы появились намного раньше.

Сегодня мы поговорим про ранние подводные суда, которые появились у Российской Империи при правлении царя Николая 1 и отличались интересной задумкой, но в серию не пошли по целому сомну причин.

Главным конструктором и идеологом проекта был Шиндлер Карл Андреевич из прибалтийских немцев. Вообще его профилем были фортификационные сооружения, а в частности работа с минными галереями (это когда под крепость подводят туннели, закладывают туда мины и подрывают укрепление на радость союзникам и печаль врагам).

Карла Андреевича весьма богатая биография, конструктор имел немало боевых наград. Возможно, именно поэтому его проекту подводной лодки дали ход.

Подводную лодку Шильдера впервые спустили на воду в 1832 году и она довольно неплохо показала себя во время ходовых испытаний. Правда имелся у нее существенный недостаток – малая скорость хода. В пике скорость достигала лишь 0.74 километра в час (при проектной – 2) с автономностью всего 10 часов.

Такая низкая скорость получилась из-за использования своеобразного способа хода – тяга производилась двумя устройствами, которые выглядели как лягушачьи лапки. Позже их попробуют заменить на винт, но технологии того времени не позволят нормально загерметизировать судно.

-2

Подводную лодку Шильдера планировали вооружить одной миной с удаленным подрывом и ракетами подводного пуска (да, русский флот уже тогда славился таким достижением). Мина крепилась на своеобразном дротике-таране, который вбивался в корпус вражеского корабля.

После закрепления подлодка отходила подальше и через шнур подрывался заряд. Испытание такого оружия так и не провели. А вот с ракетами все оказалось намного интереснее.

Во время их испытаний присутствовал сам Николай Первый. Ракеты размещали в особых трубках, которые оставались над поверхностью во время хода корабля. В темноте их было трудно заметить, чем планировали активно пользоваться.

Из трубок в сторону врага вылетали зажигательные ракеты на пороховой тяге. Во время испытаний все мишени были поражены и сгорели.

К сожалению, лодку не пустили в серию по нескольким причинам. Но мне кажется, что главной из них стали две: очень дорогая стоимость такого корабля и слишком малая скорость хода.

Интересно, что вся информация по проекту была тщательно засекречена и только благодаря сыну Карла Андреевича мы имеем единственный рисунок подлодки, выполненный на основе чертежей. Саму подводную лодку уже в следующем десятилетии пустили на металлолом, так как она полностью выполнялась из качественного металла.

В Дзене теперь сложно найти новые каналы, поэтому мы собрали для вас хорошие каналы о науке, технике и прочем в одном месте: кликайте на эту ссылку и выбирайте что почитать!