История российского подводного флота начинается отнюдь не в 20-м веке! Да, тогда подводные лодки начали использовать более активно, но первые прототипы появились намного раньше.
Сегодня мы поговорим про ранние подводные суда, которые появились у Российской Империи при правлении царя Николая 1 и отличались интересной задумкой, но в серию не пошли по целому сомну причин.
Главным конструктором и идеологом проекта был Шиндлер Карл Андреевич из прибалтийских немцев. Вообще его профилем были фортификационные сооружения, а в частности работа с минными галереями (это когда под крепость подводят туннели, закладывают туда мины и подрывают укрепление на радость союзникам и печаль врагам).
Карла Андреевича весьма богатая биография, конструктор имел немало боевых наград. Возможно, именно поэтому его проекту подводной лодки дали ход.
Подводную лодку Шильдера впервые спустили на воду в 1832 году и она довольно неплохо показала себя во время ходовых испытаний. Правда имелся у нее существенный недостаток – малая скорость хода. В пике скорость достигала лишь 0.74 километра в час (при проектной – 2) с автономностью всего 10 часов.
Такая низкая скорость получилась из-за использования своеобразного способа хода – тяга производилась двумя устройствами, которые выглядели как лягушачьи лапки. Позже их попробуют заменить на винт, но технологии того времени не позволят нормально загерметизировать судно.
Подводную лодку Шильдера планировали вооружить одной миной с удаленным подрывом и ракетами подводного пуска (да, русский флот уже тогда славился таким достижением). Мина крепилась на своеобразном дротике-таране, который вбивался в корпус вражеского корабля.
После закрепления подлодка отходила подальше и через шнур подрывался заряд. Испытание такого оружия так и не провели. А вот с ракетами все оказалось намного интереснее.
Во время их испытаний присутствовал сам Николай Первый. Ракеты размещали в особых трубках, которые оставались над поверхностью во время хода корабля. В темноте их было трудно заметить, чем планировали активно пользоваться.
Из трубок в сторону врага вылетали зажигательные ракеты на пороховой тяге. Во время испытаний все мишени были поражены и сгорели.
К сожалению, лодку не пустили в серию по нескольким причинам. Но мне кажется, что главной из них стали две: очень дорогая стоимость такого корабля и слишком малая скорость хода.
Интересно, что вся информация по проекту была тщательно засекречена и только благодаря сыну Карла Андреевича мы имеем единственный рисунок подлодки, выполненный на основе чертежей. Саму подводную лодку уже в следующем десятилетии пустили на металлолом, так как она полностью выполнялась из качественного металла.
В Дзене теперь сложно найти новые каналы, поэтому мы собрали для вас хорошие каналы о науке, технике и прочем в одном месте: кликайте на эту ссылку и выбирайте что почитать!