Найти тему
Грань Времени

Учащиеся прогуливают. Виноват учитель?

Оглавление

Добрый день, мои дорогие читатели!

Не секрет, что в последнее время в школах участились случаи прогулов уроков и опозданий на них. Причины разные, в том числе и оправданные: транспорт, разные случайности по дороге. Но и есть и такие ученики, которые откровенно не торопятся прийти вовремя на урок, а некоторые и вовсе предпочитают оздоравливающий сон.

Когда учитель пробует поинтересоваться, в чём причины отсутствия учащихся на уроке, то ему отвечают, что родители могут оставить ребёнка дома без оформления документов о пропуске на 3-5 дней. Количество таких дней зависит от того, какое количество их зафиксировано в локальном акте школы.

Но как быть, если «н» выстроилось стройной линией на протяжении всего триместра или, что ещё хуже, на протяжении полугода?

Первое, что необходимо понимать, что непосещении более чем 50% занятий означает, что ребёнка к аттестации уже можно не допускать. Причина элементарна: он не усвоил программу.

Второе, что при непосещение по всем без исключения причинам, родители берут на себя ответственность за прохождение школьной программы в том объёме, который был пропущен. Это означает, что ребёнок либо постигает тайны тем сам, либо ему в этом помогают папа и мама, либо репетитор.

Третье, что также необходимо понять, это то, что учитель НЕ ОБЯЗАН тратить своё время на работу с бездарем бесплатно. Если встаёт вопрос об аттестации такого ученика, то это не работа учителя, а работа независимой аттестационной комиссии, которая формируется в соответствии с положением о внутришкольном контроле таких учащихся. Если ученик может себе позволить не прийти на аттестацию к учителю в назначенное время, то в отношении комиссии это будет означать составление акта о неявки с последующей неаттестацией за учебный период. Если же учителя обязывают принять все долги учащегося, то это делать по дополнительному соглашению с указанием периода и времени сессии. Далее осуществляется подсчёт оплаты, исходя из среднемесячной заработной платы плюс коэффициент: первые 2 часа 1.5, последующие – 2

Но бывает и так, что администрация пытается вывернуть ситуацию так, что детям неинтересно заниматься у «такого» учителя, который требует, заставляет вовремя приходить и т.д. В этом случае доходит иногда до абсурда, когда директор московской школы предлагал звонить родителям такого ученика домой и спрашивать, чем их ребёнка можно заинтересовать, если он не доволен учителем. При этом тот же директор категорически запрещает ставить «2» за невыполненное домашнее задание, мотивируя это тем, что ребёнка просто не было в школе «мы же не знаем, что с ним было». Также администрация может запретить ставить «2» сразу после выхода учащегося после череды пропусков, мотивируя это тем, что «у ребёнка пропадёт вся охота учиться». И вот уже учитель оказывается под грозным присмотром администрации, как тот, у которого «не все в классе (дома)». Ему предлагается объяснить отсутствие детей в классе, а не родителям или классному руководителю. Ему предлагается вновь пройти аттестацию, потому что «здесь что-то не так с профессионализмом». А дальше – больше!

Но! Пора остановиться и напомнить о своих правах в этой ситуации. Опять же, чтобы не растекаться мыслью «по древу», мы подготовили документ, который достаточно немного подкорректировать и распечатать, если у вас возникает подобная ситуация. Далее его оригинал отправляется в ваш региональный Департамент образования, а копия передаётся в учебную часть для регистрации.

Директору ГБОУ школа…

ФИО

от учителя …

ДОКЛАДНАЯ

Довожу до вашего сведения, что (число) на (номер урока) уроке (предмет) присутствовали учащиеся (ФИ учеников). Остальных учащихся не было.

О данной ситуации мною в (время) был проинформирован классный руководитель (цифра.буква) класса (ФИО). У классного руководителя мною были запрошены сведения о причине пропуска занятия учащимися. Ответ на (время) (число) в соответствии с порядком действий педагогов школы по профилактике пропусков уроков обучающимися я получил следующий: (текст ответа).

В соответствии с методическими рекомендациями по совершенствованию индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 3 раздела II протокола заочного заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 30 июня 2020 г. N 25.

А также в соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ на организации, осуществляющие образовательную деятельность, возлагается обязанность по оказанию социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; по выявлению несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, а на органы, осуществляющие управление в сфере образования, - по ведению учета указанных категорий несовершеннолетних сообщаю, что учащиеся (цифра.буква) класса имеют более, чем 50% пропусков занятий по причинам, которые мне неизвестны, и о которых не сообщалось классным руководителем.

На основании подпункта 1 пункта 3 статьи 12, пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ руководители и педагогические работники органов, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных организаций в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также антиобщественных действий несовершеннолетних наделены правом в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами прошу сообщить мне о работе, проводимой классным руководителем, психолого-педагогической службой с детьми 10Б класса по предупреждению безнадзорности и возможных антиобщественных действий в период их отсутствия без уважительной причины на моём уроке.

Также напоминаю, что Пунктом 1 части 1 статьи 43 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ установлены обязанности обучающихся в части посещения предусмотренных учебным планом или индивидуальным учебным планом учебных занятий. Данный пункт определяет следующие понятия:

- обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

- обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

- несовершеннолетние, пропускающие по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, - обучающиеся, не посетившие в образовательных организациях без уважительной причины в течение 1 месяца менее 20% учебных занятий, режим которых установлен локальным нормативным актом образовательной организации, регламентирующим основные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности;

- несовершеннолетние, систематически пропускающие по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, - обучающиеся, не посетившие более 20% учебных занятий без уважительной причины за отчетный период в образовательных организациях;

- учет несовершеннолетних, систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, - система мер, осуществляемая образовательной организацией в отношении обучающего и его родителей (законных представителей), направленных на выявление и устранение неуважительных причин пропусков учебных занятий ребенком и условий, способствующих пропускам занятий в образовательном учреждении, а также на оказание несовершеннолетним с отклонениями в поведении либо имеющим проблемы в обучении социально-психологической и педагогической помощи.

Уважительными причинами пропусков несовершеннолетними занятий в образовательных организациях признаются обстоятельства, объективно препятствующие посещению несовершеннолетними учебных занятий в образовательных организациях: состояние здоровья (при наличии подтверждающего документа из медицинской организации), семейные обстоятельства (при наличии заявления родителей [законных представителей] о необходимости пропусков учебных занятий ребенком и подтверждении обязательств о принятии ими мер по продолжению освоения несовершеннолетним образовательных программ в период его отсутствия в образовательной организации), участие в спортивных, массовых, оздоровительных и иных мероприятиях (при наличии документов, подтверждающих участие) и иные, установленные локальными нормативными актами образовательной организации.

Неуважительными причинами пропусков несовершеннолетними занятий в образовательных организациях признаются обстоятельства личного характера (отсутствие интереса к обучению, девиантное, антиобщественное и противоправное поведение, низкая успеваемость [неосвоение образовательных программ] и иные), неофициальное трудоустройство, наличие неразрешенной конфликтной ситуации с другими несовершеннолетними обучающимися (травля), педагогами и иные причины, установленные локальными нормативными актами образовательной организации либо признанные таковыми коллегиальным органом, структурным подразделением, наделенным образовательной организацией соответствующими полномочиями в указанной сфере.

Исходя из вышеизложенного, считаю недостаточной работу с учащимися (цифра.буква) класса в части предупреждения ими нарушений, связанных с организацией учебного процесса. Прошу организовать данную работу в соответствии с предложенными разъяснениями с целью предупреждения возможной неаттестации учащихся или получения ими неудовлетворительной оценки по предмету информатика.

число

ФИО

Данная докладная приводит в чувство всех, начиная с администрации школы, до мамочек, папочек и классных руководителей.

Обратите внимание на то, что если такая ситуация у вас уже имеется, то бояться испортить отношения уже не с кем. Действуйте смело!

Результатом такого заявления часто становится постановка прогульщиков на внутришкольный учёт, а если они совершают противоправные действия, то на учёт в ПДН. Администрация школы, как правило, выпускает сразу несколько приказов о контроле за посещаемостью детей, и сведения, большей частью, становятся «прозрачными». А сами прогульщики появляются на уроке с виноватыми лицами.