Найти в Дзене
Елена Сосновцева

Ясно мыслить

Что такое конструктивное мышление? Как я использую схемы, модели и конструкты для решения проблем моими клиентами.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ Рисунки с изображением винта Архимеда
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ Рисунки с изображением винта Архимеда

Мы часто используем в своей речи обороты “думай конструктивно”, “это деструктивно”, “конструктивное решение”, “конструктивное поведение” и т.п. За частым употреблением, как это обычно бывает, стирается смысл слова и функциональное назначение понятия. Для начала, разберемся с этим понятием и функцией.

Конструктивно мыслить мы учимся со школьной скамьи, запоминая структурированную информацию в таблице умножения или таблице Менделеева, используя формулы, уравнения, геометрию, нотный стан. Конструктивное мышление тесно связано с логикой и рассуждением.

Существует несколько трактовок конструктивного мышления. Эдвард Де Боно, например, определяет конструктивному мышлению желтую шляпу (концепция 6 шляп мышления: белая шляпа - факты, цифры, данные, красная шляпа - эмоции, черная шляпа - критическое мышление, зеленая шляпа - творческое мышление, синяя шляпа - фокус, выводы, контроль).

В желтой шляпе конструктива Де Боно использует следующие функции:

  1. позитивный спектр мышления
  2. обоснование и логическая поддержка
  3. реализуемость идей
  4. эффективность
  5. спекуляции - поиск возможностей

Как вы заметили конструктивное мышление очищено от эмоциональной эйфории, оторванных от реальности фантазий, от критики и не связанно с созданием изобретений.

Наш философ Щедровицкий определяет конструктивному мышлению ведущую роль в промышленных революциях 1-й, 2-й и 3 волны. Связывает возникновение такого мышления с развитием инженерного дела.

Модель конструктивного мышления. Источник: https://shchedrovitskiy.com/constructive-thinking/
Модель конструктивного мышления. Источник: https://shchedrovitskiy.com/constructive-thinking/

Задается схема для мышления, проводятся игры по композиции, декомпозиции, определяются способы материализации компонентов и далее сборка компонентов в готовый продукт.

Когда мы используем рамку для мышления, будь то геометрическая фигура или матрица или визуальный образ, мы задаем параметры и правила, которые фокусируют внимание, больше того вы начинаете управлять своим вниманием, отсеивая “белый шум” и снижая возможность перескакивать с мысли на мысль в соседние области, или строить параллельные ветки рассуждений.

В своей работе я и применяю как раз рамку мышления, используя тот или иной схематичный образ.

Дальше я опишу кейс с разрешения клиента, с которым мы разбирали его текущую ситуацию : принять ли предложение о новой работе.

Я попросила определить какова его цель в отношении работы.

“Работа дает мне возможность реализоваться и, конечно, это возможность содержать семью, дать детям хорошее образование. И потом, у нас ипотека висит дамокловым мечом. И мне хочется роста, в этой компании я давно продвижения не получал, мне кажется меня недооценивают”.

Чертеж Леонардо да Винчи
Чертеж Леонардо да Винчи

Я нарисовала треугольник и рядом записала в столбик три слова: самореализация, финансы, продвижение. Затем попросила расставить эти слова по углам треугольника.

Он расставил слова следующим образом: в вершине “продвижение”, в основании “самореализация” и “финансы”. (Надо сказать, что вершина треугольника воспринимается нами как целевое назначение).

Далее, я попросила проранжировать важность от 1 до 3 по убывающей каждого блока. Он поставил высшую степень важность “1” - финансы, “2” - самореализация, “3” - продвижение. Я попросила внимательно посмотреть на треугольник.

В вершине он поставил продвижение, но на самом деле важность возможности продвижения стоит лишь на 3 месте. Да, нас часто привлекают новые возможности, как, например, продвижение, оно эмоционально заряжено, связано с эго-состоянием, мы “покупаемся” на привлекательные мысли о том, что где-то нас оценили выше.

Но на самом деле для моего клиента была важнее всего финансовая сторона. А новое предложение о работе существенной разницы в оплате не предполагало, да к тому же клиент не был уверен, что на новом месте сможет реализоваться в полную силу, потому что вспомнил факт, что руководство в компании директивно.

Вот так привлекательная мысль о более высокой должности и ожидания, оторванные от реальности заставляют многих людей терзаться по поводу принятии окончательного решения. Разобрав ситуацию через конструкт “треугольник” клиент прояснил для себя, что на самом деле ему в данный момент нужно.

Конструктивное мышление всегда дает позитивное решение, придает ясность ситуации и уверенность в принятии решения.

А если бы клиент назвал больше трех слов в определении своей цели работы, спросите вы, тогда бы треугольник не подошел? Верно, тогда бы мы использовали другую рамку, будь то матрица или геометрическая фигура или инструменты, как декартовы координаты, круговую схему смысла или 5 ступеней Ханта и т.д.

Большой плюс практики конструктивного мышления в том, что постепенно человек расширяет свои возможности мыслить с помощью схем, изобретая свои собственные конструкты.

Однако, напомню, что это лишь один из способов мышления. Развивая другие аспекты мышления: аналитическое, критическое, системное, визуальное, латеральное делает нас более свободными в поиске и принятии решений.