Дети чугунных богов. Россия, 1993. Режиссер Тамаш Тот. Сценаристы: Петр Луцик, Алексей Саморядов. Актеры: Евгений Сидихин, Александр Калягин, Юрий Яковлев, Николай Корноухов, Михаил Светин, Александр Феклистов, Михаил Голубович, Лариса Бородина, Юрий Слободенюк, Анатолий Мамбетов, Валентин Смирнитский, Гоша Куценко, Валерий Хлевинский, Сергей Неробеев, Сергей Гармаш и др.
Венгр Тамаш Тот – выпускник ВГИКа и клипмейкер – волею судьбы свою первую полнометражную картину поставил на российских просторах. «Дети чугунных богов» – своего рода клиповая антология хорошо известных в России соцреалистических фильмов на производственную тему (типа «Самого жаркого месяца», «Укрощения огня» и т.п.).
Тамаш Тот не зря сидел в темных ВГИКовских просмотровых зальчиках, кадр за кадром впитывая кинообразы сталеваров-ударников (бронзовые мускулы, открытые, улыбчивые лица, раскатистый бас коротких, рубленых фраз, отменный аппетит, верность в любви, потрясающие жизнерадостность и стойкость), генеральных конструкторов (отеческая забота о подчиненных, бескомпромиссная требовательность к качеству изделия, убеленные сединами виски) и директоров заводов (неистовые страдания по поводу выполнения и перевыполнения государственного и оборонного планов, больное сердце, колоссальная работоспособность и заветный коньячок в стальном сейфе уютного кабинета)...
На подобных ярких цитатах построено большинство эпизодов «Детей чугунных богов», антиутопии, действие которой происходит в неком недалеком будущем, в некой неназваной стране, весьма похожей на Россию времен гражданско-отечественных войн.
Белокурый отлет Иван Сидихин убедительным монументом предстает на экране в роли металлурга Игната, день за днем отливающего на заводе броню, которую не может пробить даже суперснаряд, специально привезенный генеральным инспектором.
Камера Сергея Козлова заворожено любуется потоками расплавленного металла, вспышками искр, водяными струями, что вперемежку с паром текут по бесконечным стальным сваям и решеткам. Это настоящая симфония металла, огня и воды. И ее красоте отнюдь не мешает пародийное использование образов-штампов, ироническая стилизованность фильма.
Вокруг завода – заснеженная степь, где живут кочевники, напоминающие легендарных татар из романа Дино Буццати «Пустыня Тартари». «Степные» эпизоды фильма отсылают нас помимо американских вестернов к отечественным «истернам» – с их лихими ограблениями поездов, драками в дешевых барах и чайханах, «дьяволятами», «неуловимыми мстителями», «белыми солнцами» и «своими» в купе с «чужими»...
Да и какой же «производственный истерн» обойдется без скупой мужской любви! Тамаш Тот, хорошо помня об этом, тактично пристраивает к основной сюжетной линии фильма короткие, но выразительные любовные эпизоды, сыгранные без эротического эпатажа. Впрочем, педалированного натурализма нет и в финальной сцене кулачного боя богатыря Игната с могучим шахтером-чемпионом (ау, «Роки – 1,2,3,4,5»!).
Тамаш Тот обрисовал не слишком радостное российское, а может быть, и не только российское, будущее синематечно-стильно, ярко, броско и холодновато-отстраненно. Оно и понятно. Взгляд со стороны всегда лишен испепеляющей душу пронзительной боли.
Александр Федоров
Детская площадка. СССР, 1986/1987. Режиссер Светлана Проскурина. Сценарист Павел Финн. Актеры: Дарья Шпаликова, Вадим Любшин, Николай Лавров, Виктор Проскурин, Наталья Егорова, Марина Игнатова и др. 13,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Раньше эта тема как-то не рассматривалась нашим кинематографом всерьез. И если, скажем, и показывались на экране молодые люди, мягко говоря, выпавшие из привычной системы общественных отношений, то, конечно же, — с жирным знаком минус («Несовершеннолетние», «Признать виновным» и т.п.). Но вот теперь рядом с документальным, фильмом Юрия Подниекса «Легко ли быть молодым?» появились и игровые картины, авторы которых всерьез пытаются разобраться, что же творится в душах современных аутсайдеров.
В картине режиссера-дебютанта Светланы Проскуриной «Детская площадка», поставленной по сценарию Павла Финна, эта тема заявлена достаточно интересно. Обаятельные актеры Вадим Любшин и Дарья Шпаликова играют здесь влюбленную пару, внутренний мир которой, скажем прямо, не блещет глубиной и интеллектом. Она — бывшая детдомовке. Он тоже вырос без родителей. Их отношения складываются непросто, но за внешней грубостью и вульгарностью нельзя не увидеть искренность чувств, желание быть счастливыми.
И, право, жаль, что вместо исследования не примелькавшихся не нашем экране характеров режиссер вслед за сценаристом, словно по привычке порожденной «молодежными» лентами прошлых лет, увлекается банальной детективной интригой, которая вытесняет психологию отношений на второй план, выводя на первый схематичное противоборство главаря преступников, и милиционера за право быть, «властителем дум» юных героев...
Причем эта сконструированная тенденциозность настолько проступает в каждом кадре второй половины картины, что финальный авторский оптимизм тоже как-то не воспринимается всерьез.
Александр Федоров