Вы прогуливаетесь по улице тёплым осенним вечером. Аккуратные двухэтажные дома, рыжие лучи вечернего солнца, шелестящий ковёр кленовых листьев под ногами. Задумавшись, вы перестаёте следить за дорогой и — внезапно — с ругательствами и звоном на вас летит человек на велосипеде! Добро пожаловать в Германию, следите за велосипедными дорожками.
Двухколёсный друг человека
Немцев принято считать нацией автомобилистов, однако сегодня с Фольксвагенами и Мерседесами уверенно соперничает велосипед: их на чуть более чем 83 млн. жителей Германии насчитывается около 76 млн. По утрам перед светофорами выстраиваются целые шеренги велосипедистов, к велосипедам цепляют детские коляски и корзины для продуктов, самые хитрые немцы отправляются на прогулку с собакой не пешком, а на двухколёсной машине. Школьники, курьеры, офисные работники, почтальоны, пенсионеры, спортсмены в конце концов — все дружно крутят педали. Желание заботиться об окружающей среде — не единственная причина такого ажиотажа. Иногда попасть из одной части города на велосипеде выходит быстрее, чем на личном авто либо на общественном транспорте. Кроме того, велосипед помогает держать себя в форме. Во время пандемии спрос на велосипеды увеличился ещё больше, где-то даже настолько, что продавцы не справлялись с наплывом покупателей.
«Велосипедной столицей» Германии (die Radlhauptstadt) себя провозгласил Мюнхен, ведь именно в этом городе находится самая большая сеть велосипедных дорожек. Впрочем, рядовые граждане не всегда с этим соглашаются и указывают на неудобства, с которыми им приходится сталкиваться в поездках по городу и шутят про вавилонское столпотворение у Sendlinger Tor.
Немецкие власти всецело поддерживают желание людей пересесть за руль велосипеда. Сервисы по аренде хорошо интегрированы в транспортную систему крупных городов, и оплатить пользование велосипедом можно через мобильное приложение Deutsche Bahn.
Ещё один новый тренд — свадьба на велосипедах. В интернете пользователи предлагают друг другу идеи, как устроить такое мероприятие. В ход идут рыцарские турниры на велосипедах, поиск невесты в лабиринте городских велосипедных дорожек, горные велотуры, но и традиционные обмен кольцами, фотосессия, шампанское и танцы допоздна не забывают.
Автомобиль, велосипед, пешеход
Нашествие велосипедистов не могло не повлиять на облик города. Вездесущие велосипедные дорожки, которые иногда могут быть даже шире пешеходных, — это лишь верхушка айсберга. На каждом переходе стоят специальные светофоры, регулирующие двухколёсное движение.
В России надписи на щитах часто запрещают загораживать въезд автомобилем, а в Германии к этому добавляется просьба не прислонять к забору либо стене велосипед.
Городская культура живо реагирует на велосипедное нашествие тематическими граффити, стикерами и модной брендовой одеждой (необязательно спортивной). Лично мне очень запали в душу ребята из Anti Radler Radler Club (клуб велосипедистов, выступающих против радлера… но о нём чуть позже).
Крути педали, пока не дали!
В Германии велосипед обзавёлся целой семьёй названий. Самое простое — das Fahrrad или сокращённо das Rad; ещё встречается das Zweirad. В южной Германии его назовут das Radl (соответствующий глагол — radeln; велосипедист — der Radler), в северной — die Leeze, в Швейцарии используют галлицизм das Velo. В повседневной речи можно также услышать слово der Drahtesel, а кое-где — das Stahlross. Более подробно с велосипедной лексикой можно познакомиться здесь и здесь.
Radler — это не только велосипедист, но ещё и напиток! Так называют слабоалкогольную смесь пива и фруктового сока, выпив которую ещё можно поехать на велосипеде. На автомобиле уже нельзя, о чём производители добросовестно пишут на банках с чудо-напитком.
Велосипед приобрёл популярность в Германии сравнительно недавно, но уже оказал массивное влияние на повседневные привычки и культуру немцев. Интересно будет посмотреть, что будет через пару десятилетий!