Найти в Дзене
PS

Возраст. Проблема возрастной периодизации.

Возраст – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. (Психологический словарь. М., 1990. С. 58).  Возраст, или возрастной период, имеет свою структуру и динамику.      «Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития» ( Л.С.Выготский). Хронологический возраст - выражает длительность существования индивида с момента его рождения. Психологический возраст - обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития. Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике.   Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад, а потому имеет свое непреходящее значение для психического развития ребенка, имеет собственную ценность. Древняя китайская классификация: Классификация по Пифагору: Возрастная

Возраст – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. (Психологический словарь. М., 1990. С. 58).

 Возраст, или возрастной период, имеет свою структуру и динамику.

     «Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития»

( Л.С.Выготский).

Хронологический возраст - выражает длительность существования индивида с момента его рождения.

Психологический возраст - обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития.

Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике.

  Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад, а потому имеет свое непреходящее значение для психического развития ребенка, имеет собственную ценность.

-2

Древняя китайская классификация:

  • Молодость (до 20 лет)
  • Возраст вступления в брак (до 30…)
  • Возраст выполнения общественных обязанностей (до 40…)
  • Познание собственных заблуждений (до 50…)
  • Последний период творческой жизни (до 60…)
  • Желанный возраст (до 70…)
  • Старость (до 90…)

Классификация по Пифагору:

  • Период становления (0-20 лет «весна»)
  • Молодость человека (20-40 лет «лето»)
  • Человек в расцвете сил (40-60 лет «осень»)
  • Старый и угасающий человек (60-80 лет «зима»)

Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизация в Москве:

  • Младенчество – от рождения до 1 года
  • Раннее детство - 1 – 3 года
  • Дошкольный возраст - 3 – 7 лет
  • Младший школьный возраст - 7 – 10-11 лет 
  • Подростковый возраст 10-11 – 15 лет
  • Старший школьный возраст (ранняя юность) – 15 -17лет
  • Юношеский возраст -17 – 21 год
  • Молодость – 21-30 лет
  • Взрослость – 30-45 лет 
  • Зрелость – 45 - 60 лет
  • Пожилой возраст - 60 – 75 лет
  • Старческий возраст -75 – 90 лет 
  • Долгожители (старше 90 лет)

Новообразования – новые качества и свойства, которых не было в предыдущем периоде.

Например:

в дошкольном возрасте - самосознание;

в младшем школьном возрасте – произвольность;

в подростковом – чувство взрослости.

Ведущая психическая функция:

До года сознание ребенка не дифференцировано..

Ранний детский возраст ВПФ – восприятие

(выдвигается в центр сознания и определяет развитие всех других функций);

Дошкольный возраст ВПФ – память;

Младший школьный возраст и последующие возраста ВПФ – мышление.

-3