Найти тему
ПроАвтобизнес

Что же делать с российским автопромом? Ответа пока нет

На днях вице-премьер Правительства РФ Татьяна Голикова собрала, возглавляемую ею, рабочую группу, чтобы обсудить ситуацию на рынке труда в автопроме.

Представители министерств и ведомств, главы регионов, представители Президента в федеральных округах и руководители предприятий автомобилестроения искали пути спасения рынка труда от обрушения.

Высказаться пригласили руководителей «АвтоВАЗа», КАМАЗа, калининградского «Автотора», «Группы ГАЗ» и «Фольксваген ГРУП Рус». За «АвтоВАЗом» стоят иностранные собственники с контрольным пакетом акций, КАМАЗ остался в одиночестве после ухода Daimler, калининградский производитель спасается сборкой корейских и немецких машин. Руководители Hyundai-KIA в число приглашенных не попали.

Полагаем, что участники от автопрома озвучивали просьбы о помощи в адрес Минэкономики и Минфина просьбами о помощи.

Действительно, в российском автопроме сложилась неординарная ситуация. На сегодняшний день у нас нет примера полной изоляции рынка такого размера – одного из крупнейших в Европе. Отчасти с такой изоляцией столкнулся иранский автомобильный рынок после ввода калечащих санкций в 2018 году во времена администрации Дональда Трампа. Наш канал рассказывал о том, как выкарабкивается Иран здесь.

Минпромторг с 2014 пытался ускоренными темпами локализовать автопром, который в итоге оказался почти беззащитен. Сегодня в РФ могут производиться только устаревшие армейские грузовики и несколько древних моделей легковых автомобилей, еще не снятые с производства (внедорожники УАЗ, Lada Granta и «Нива»). В остальном надежда только на оставшихся иностранных производителей.

Почти все иностранные компании указывают в качестве причин «приостановки» производства логистические сложности и проблемы с оплатой. Все надеются на возобновление поставок (непонятно, в связи с чем) и одной ногой остаются здесь. Влияния беспрецедентных санкций не понимает пока никто.

Менеджеры надеются, что ограничение поставок микрочипов затронет только военную технику или, что беспринципные китайцы привезут санкционные комплектующие контрабандой. Китай, однако, не торопится вписываться за российский автопром, а крупнейший производитель чипов TSMC уже сообщил, что будет исполнять санкции.

С 2020 авторынок РФ был прибыльным и останется таким даже после прогнозируемого двукратного падения. Вопрос в том, кому удастся сохранить здесь бизнес. Претенденты пока – «АвтоВАЗ» (если Renault сможет пролезть в «игольное ушко» санкций), китайские и южнокорейские бренды. Наш канал рассказал о том, кто останется на российском рынке здесь.