Основная суть, краеугольный камень либерального чернушного кино – это взять небольшой срез нашего общества (еще советского или уже российского) и развернуть широкое полотно – показать, что «меньшинство» - это на самом деле «большинство», дескать, все так живут.
Некоторые фильмы справляются с этим очень и очень успешно. «Маленькая Вера» и «Авария - дочь мента», можно сказать, на вершине хит-парада. Некоторое время назад у любимого мною автора – Зины-Корзины, было обсуждение даже «стиля Маленькой Веры». Идея автора в том, что в корне не правы те, кто говорит: типаж Веры - это типаж совковой птушницы. Верочка в тренде, это вообще мировая мода тех лет, пришедшая с Запада и вполне популярная в позднем СССР.
Я помню фильмы «Маленькая Вера» и «Авария…» еще с детства – на последний мы и в кино ходили и не раз обсуждали еще мальцами. Так вот – нас не смущали прически этих девушек-героинь. Мы видели таких же среди наших поселковых старших девчонок и в школе, и в том же деревенском ДК. Нам они даже нравились. Да, будучи 9-10 лет, мы, как и все пацаны заглядывались на высоких, статных, волшебных восьмиклассниц.
Дело не в прическах, не в макияже, не в юбках-мини и колготках в сеточку. Дело в лицах. Режиссеры, сценаристы, гримеры справились на ура, да и сами актрисы ухватили за хвост идею, и все верно поняли – что именно нужно показать. Как бы это сказать помягче, но не получается – показать деградацию, вырождение молодежи. Показать вырождение меньшинства и представить это так как будто это на самом деле – большинство. Ага, все такие.
Я неоднократно смотрел оба фильма в 90-е но вот в последние лет пять попытки их пересмотреть были неудачными. Вот никак не мог дотянуть до конца – слишком неприятны персонажи. Но почему же получается смотреть того же «Меня зовут Арлекино», несмотря на его тяжелый финал? Арлекино-Андрей и его подруга – персонажи спорные, ошибающиеся, есть вопросы и к сценарию (сценарий тоже в общем ключе чернушного кино), но… есть в них что-то светлое. Есть надежда на что они выберутся. Не Арлекино учить кого-то, но есть к нему некоторая симпатия. К Вере же и Лере – симпатии нет. Я еще в детстве это понял. Потому как фальшивы она насквозь.
Вот Арлекино – свой, его девушка – своя. Папаша Аварии – тоже свой, мы с пацанами ему сочувствовали, чем-то он в воплощении Владимира Ильина, был похож на наших собственных отцов и других мужиков из совхоза. То же относится и к отцу Веры. А вот в самих Аварии и Вере что-то… неправильное. В детстве еще было заметно, вот только я тогда никак не мог понять в чем тут загвоздка. Подделка и все тут. Не были наши советские девчонки такими, неважно птушницы или аспирантки.