Найти тему
Людмила Филаткина

«Эфиры в тиктоке дают побольше пенсии»: как игрушки сибиряка стали популярны у блогеров

Игорю Перевалову 59 лет — он живет в селе Куйтун под Иркутском, вырезает из дерева, плетет из бисера и снимает об этом тиктоки. Игрушки, шкатулки, фигурки животных и деревьев он мастерит с 6 лет. Вырученные с продажи деньги тратит на свое главное вдохновение — жену Катюшу (и её лечение). Журнал МЕЛ записал монолог «главного мастера на деревне» и блогера в одном лице.

Детский «кукурузник»

Я вырос в Иркутской области — и по сей день живу здесь. Родился в Загорельском районе, на участке «Русь», где заготавливали грибы, орехи, ягоды. Года в 3–4 переехал с родителями в соседний Куйтунский район. Автобусов и машин там не было, одни лесовозы. Зато прямо над домом летали «кукурузники» — самолеты Ан-12, Ан-24.

Лето, отец на работе, мне лет шесть, и почему-то уж очень я захотел сделать такой самолетик. Взял отцовский плотницкий топорик, охотничий нож и вырезал из дерева такой же «кукурузник». На тот момент я еще ничего не мастерил, и для первого раза получилось неплохо.

Через день-два отец заметил, что инструменты лежат не на своем месте, стал меня допрашивать. Я упирался, боялся, что мне попадет, — в итоге сдался, с виноватым видом принес ему самолетик. Отец удивился и не отругал! Он пошел к кузнецу, заказал мне два резачка — с этого времени я стал вырезать по дереву, пытался мастерить каждый день.

Сразу начал делать игрушки, машинки, пистолетики: они в то время в магазинах не продавались. Стал главным мастером на деревне, меня даже оружейником прозвали, все друзья ко мне обращались. Потом в школу пошел, в интернат (в деревне-то у нас было 3 класса всего) и везде что-то да мастерил — вот уже 53 года этим занимаюсь.

-2

«Денежное дерево» из бисера

Я окончил 8 классов, отучился на водителя в ПТУ, а в резьбе самоучка. Лет в 17 я начал работать сучкорубом в леспромхозе, когда исполнилось 18 — пошел в лесозаготовительную бригаду, потом — вальщиком леса, потом — шофером. Где только не приходилось мне работать! Все попробовал. Я столяр шестого разряда и плотник шестого разряда — оба разряда высшие. В будни я был на работе, а на выходных вырезал игрушки.

Потом начался развал СССР, с работой в селе хуже стало, были только частные заказы. Тогда я пошел в школу и один год преподавал. Когда пришло время уходить, ученики просились на занятия ко мне на дом, не хотели к другому учителю идти.

Мастерство мое не пропадало. Продавать изделия я даже не пытался, зато отдал часть в наш районный краеведческий музей. Там на втором этаже две мои коллекции собраны: одна к 9 Мая, и одна к 15 февраля — это день вывода советских войск из Афганистана. Я сделал бесплатно для музея деревянные макеты техники и оружия. Говорят, похоже — некоторые сначала думают, что фигурки настоящие.

-3

Однако получалось, что здесь, в Сибири, работы почти не было — зарабатывал где-то по частникам, где-то на калымах (калым — подработка в свободное время).

Дочка мне говорит: «Пап, давай-ка я тебя зарегистрирую в инстаграме. У тебя талант — дома столько изделий, больше сотни! Ты же разговаривать умеешь с людьми? Умеешь. Покажешь, чем занимаешься: вдруг заинтересуются, будут брать — вот тебе и работа».

Создали страницу, смотрю — быстро подписчики пошли, лайки, люди начали покупать мои работы

На данный момент из старых изделий все разобрали — один глухарь остался и кошечка с котятами. Сейчас вот в тиктоке в прямом эфире плету из бисера новое «денежное дерево». Показываю подписчикам, что мастерить легко, нужны только терпение и усидчивость.

Я только три года назад начал из бисера плести. Моя жена Катюша тогда увидела в «Одноклассниках» как раз такое плетеное дерево, попросила купить его. Я посмотрел и говорю: «Давай я тебе сделаю? Может, еще лучше будет». До этого я бисер в руках не держал, но посмотрел мастер-класс, заказал материалы, сел и сделал все сам. Меня это увлекло: начал цветы плести, деревья (сейчас березку делаю), узоры изобретать. Открыла Катюшка для меня новое увлечение.

-4

Жена Катюша — главное вдохновение

Я делаю все, что в голову придёт. Был в тайге на рыбалке: вижу, как птица сидит красиво, — вырежу ее из дерева. Природа идеи подкидывает: плету из бисера весенние цветы, деревья. У меня столько задуманных работ — не хватит времени, чтобы все это сделать.

Жена Катюша — мое главное вдохновение, она мне подсказывает. Бывает, что-нибудь увидит: «Мне вот это понравилось, надо сделать». И я делаю, вырезаю деревянные шкатулки, фигурки зверей, птиц. Процентов 70–80 — Катюшкины задумки.

Мы познакомились с ней, когда я несколько лет жил на Украине, почти 40 лет назад. Тогда друг позвал меня на день рождения своей свояченицы. Мол, Катя-именинница не против со мной познакомиться. Я пришел, поздравил, а она от меня шарахается. Уговорил выйти на балкон поговорить — оказалось, она знать обо мне не знала. От меня это утаили, обманом привели и «сосватать» нас хотели. Но мы нашли общий язык, поговорили — и по сей день говорим. Я Катюшин подарок на день рождения! 35 лет уже вместе.

-5

Деньги с изделий уходят на лечение

В месяц у нас заказывают по одному изделию. Это ручная работа, на нее уходит много времени. Поэтому зарабатывать много не получается. Сейчас делаю эфиры с мастер-классами в тиктоке, там дают подарочки — но это тоже немного, хоть и побольше пенсии будет.

Накопленное тратим на лечение Катюши: ездим к врачу, покупаем лекарства, сдаем анализы — это же все платно. Как-то собрались и съездили с женой в санаторий. Там отдых да горный воздух. На поездку нам помогли накопить блогеры, за это им большое спасибо. Недавно приезжали ребята из Москвы в наше иркутское село, еще китайский блогер приезжал — мы всем рады. У этого блогера 2 миллиона подписчиков, он и подарки нам привез, и видео со мной выложил.

Бывает, в мою мастерскую школьные классы приезжают. Недавно в иркутскую школу на классный час пригласили, и к внучке в класс я ходил. Но популярность не очень чувствую. Местные скорее на мою выставку в краеведческий музей ходят или смотрят на домашнюю коллекцию, а не на то, что я выкладываю в тикток.

В планах — своя мастерская

Работать в селе совсем не сложно. Материалы для изделий беру на леспромхозах, где-то заказываю обрезки, в основном работаю с осиной. У нас здесь есть оптовые базы, магазины, мои знакомые продавцы. Бисер я беру сразу по полкилограмма большими пакетами, проволоку и ленты тоже коробками заказываю. Всё доставляют, несмотря на то, что мы в сибирском селе.

Из местных почти никто ничего не покупает — всё через интернет. Но продажи меня не так интересуют, как свой класс с учениками. Давно хочу открыть мастерскую или личный музей. Самое большое желание — набрать ребят, передавать талант, умения. Может, найдутся такие же деревенские (а вдруг и городские) таланты, которые продолжат мое искусство. В производстве-то ручная работа забывается. Поэтому мастеров ручной работы нужно сохранить — этим я и займусь.

Вот такие уникальные люди живут в Сибири, гордость берет! Ссылка на профиль мастера: https://www.tiktok.com/@igoriablog