Найти тему

Взял калькулятор и посчитал расходы на ГБО. Где экономия, Карл?!

Однако, здравствуйте. Многие просили рассказать про опыт эксплуатации УАЗ Патриот с газобаллонным оборудованием (ГБО) - как это в целом и есть ли смысл с учетом текущих цен.

Спрашивали - отвечаем. Если лень читать, то все, что будет написано далее (а будет много букв) - можете посмотреть в видео, там рассказано и показано то же самое. Сразу оговорюсь - я не технарь, поэтому что-то где-то мог напутать или неточно сказать. Буду благодарен за уточнения.

Итак, помолясь, приступим.

В непростых сегодняшних реалиях идея установки ГБО вызывает живой интерес у многих сограждан, потому что газовое топливо значительно дешевле. Кажется, поставь баллон - и будешь ездить за полцены. Но реально ли это так, или кроилово на заправках приведет к большому попадалову?

Что такое ГБО? ГБО - это газобаллонное оборудование, которое необходимо установить на автомобиль, чтобы он мог ездить на газомоторном топливе. Самыми распространенными видами такого топлива являются пропан-бутан и метан.

Пропан-бутан - попутный газ, который извлекается при добыче нефти. Этот газ легко поддается сжатию, и его можно хранить при небольшом давлении - до 1,6 МПа. Баллоны для хранения этого газа имеют более тонкую стенку и поэтому относительно недорогие.

Метан - это природный газ и добывают его отдельно. Сжать его сложнее, а потому должен храниться он под высоким давлением. Для этого нужен толстостенный баллон, способный выдержать давление в 19,6 МПА, что в 13 раз выше, чем в пропановом баллоне.

Метановый баллон гораздо тяжелее пропанового, а метановое стоит ГБО практически втрое дороже. Пропановое ГБО, как у меня, стоит 37 тысяч рублей, а метановое - 110 тысяч.

Производитель метанового топлива (Газпром газомоторное топливо) пытается компенсировать эти недостатки ценой. Для сравнения, сейчас метан у нас стоит 20 рублей за кубометр, пропан-бутан - 29,90 рублей за литр, АИ-92 46,30 рублей за литр. Кроме того, периодически случаются акции и субсидии на установку этого типа оборудования, в рамках которых автовладельцу компенсируют часть затрат.

И все бы ничего, но есть одно но. Дело в том, что баллон гидравлическим объемом 100 л вмещает в себя всего 23,8 м3 метана. Запас хода на метане при его расходе в 20 м3 на 100 км составит чуть более 100 километров, практически как на электромобиле.

На 80 литрах пропан-бутана, которые можно заправить в тот же самый 100 л баллон, летом мой УАЗ проезжает 400 км, зимой - 330 км в смешанном цикле.

Поэтому при езде на метане приходится либо ставить много баллонов (это вы можете видеть на городских автобусах), либо ездить недалеко от заправки.

Однако метановых заправок (АГНКС) в России крайне мало. На весь Екатеринбург их только три. Это связано с особенностями технологии сжижения. Дело в том, что перевозка метана в сжатом виде стоит очень дорого. Дешевле газ сжимать непосредственно на заправках. Это значит, что заправка должна быть подключена к магистральному газопроводу и иметь дожимающий компрессор. Затраты на строительство станции высокие, их строят мало.

Пропан-бутановая заправка гораздо дешевле, потому что представляет собой бочку, компрессор и будку. Ее можно поставить практически везде, а потому АГЗС сильно больше, чем АГНКС. Но, конечно, сильно меньше, чем обычных бензиновых АЗС.

С учетом всего этого для себя я выбрал пропан-бутан.

-2

Далее. Как известно, современное газовое оборудование сильно отличается от того, что было пять-десять лет назад. Наиболее распространены комплекты 4 и 5 поколения.

Как устроено оборудование 4 поколения?

Во-первых, в него входит баллон, в котором хранится сжиженный газ. Баллоны все используют отечественные, они вполне нормальные, Да и было бы странно, если бы в нефтегазовой державе это было не так. Это ГБО я покупал для предыдущего Патриота. У него было два бака, поэтому баллон пришлось ставить багажник. Можно было поставить два тора по 40 литров - их кладут крест накрест на пол, а сверху делают небольшой подиум. Но я решил поставить цилиндр на 100 литров - так больше запас хода, но про него я скажу чуть дальше.

Баллон оснащен мультиклапаном, который выполняет несколько функций:

1. Заправка газа в баллон.

2. Ограничение максимального давления в газовом баллоне. Дело в том, что газ имеет свойство изменять свой объем в зависимости от температуры окружающего воздуха - при нагреве он расширяется, соответственно, давление в баллоне повышается. Именно поэтому баллоны никогда нельзя заправлять полностью, а только на 80% от их объема. Иными словами, в 100 литровый баллон с исправным мультиклапаном при нормальных условиях можно заправить только 80 литров пропан-бутана.

Этого хватает, чтобы проехать от 300 до 400 км, в зависимости от того, город это или трасса. Один раз на пустой машине я проехал на одной заправке 430 км. Посчитать точно расход газа сложно, поскольку никогда не известно точное количество которое, было заправлено.

-3

Так происходит потому, что количество газа, которое можно заправить в баллон, сильно зависит от температуры на улице. Этим пользуются заправки - на вопрос о том, как они смогли заправить в 100 литровый баллон 110 литров, они всегда ссылаются именно на это, либо говорят, что у них просто хороший компрессор. На самом деле, у них просто подкручен расходомер на колонке. Утром в Удмуртии в мой полностью пустой баллон заправили 65 литров до отсечки клапана, а вечером в Екб при такой же температуре воздуха - уже 87.

3. Перекрытие подачи газа в случае слишком большого расхода (повреждение топливопровода).

4. Аварийный сброс газа в случае, если давление в баллоне превышает 25 атмосфер.

5. Измерение уровня топлива.

Нельзя ездить с неисправным или отсутствующим мультиклапаном! Это опасно!

Подключение заправочного пистолета осуществляется через заправочное устройство, которое может быть выведено в любое место, на Патриотах обычно его выводят в лючок бензобака, а там уже вкручивают переходник.

Кстати, при дросселировании газа из заправочного пистолета через заправочное устройство происходит сильное охлаждение переходника, поэтому прикасаться к нему лучше в перчатках.

Из баллона газ поступает в редуктор по топливной магистрали. Раньше топливную магистраль делали из медных трубок, сейчас применяют армированный пластик. Я выбрал второй вариант - он долговечный, плюс не имеет вечно раскручивающихся соединений.

В редукторе газ из жидкой фазы переходит в газообразную. Кроме того, на выходе редуктора выравнивается давление, необходимое для работы форсунок. Важнейшими характеристиками редуктора являются:

  • производительность редуктора;
  • давление на выходе.

Если эти характеристики редуктора не соответствуют мощности двигателя, то при разгоне ГБО может отключиться, двигатель перейдет на бензин. На обгоне это может доставить немало приятных мгновений.

-4

Важно, чтобы редуктор имел подключение к системе охлаждения автомобиля. Дело в том, что если температура редуктора ниже 40 градусов, пропан-бутан не будет полностью газифицироваться и форсунки начнут лить. Это приведет к тому, что двигатель затроит и покажет Джеки Чан. У меня такое было из-за того, что установщики поставили вот эти шланги на герметик, пленка от герметика отошла от стенок и перекрыла подачу охлаждайки на редуктор. Элитгаз, привет.

Форсунки. Лучше всего, когда форсунки врезаны в коллектор напрямую, или при помощи коротких шлангов. В моем случае это правило нарушено. Чем ближе врезка к камере сгорания, тем правильнее будет образовываться смесь. Длина шлангов от форсунок до мест врезки должна быть одинаковой.

Форсунки могут работать как параллельно, так и распределенно, а также совместно с бензиновыми форсунками. Это нужно для того, чтобы обеспечить тягу во всем диапазоне оборотов.

Управление форсунками и редуктором осуществляется через ЭБУ. В нем хранятся топливные карты с данными о количестве и времени подачи смеси, а также сведения для синхронизации с бензиновым ЭБУ автомобиля.

Дело в том, что несмотря на то, что у газа более высокое октановое число, скорость горения газовоздушной смеси ниже, чем у смеси бензина и воздуха. Поэтому мощность двигателя при работе на газу ниже, чем при работе на бензине.

-5

Для того, чтобы это компенсировать, применяют вариаторы опережения угла зажигания, корректировку топливных карт, а также настраивают одновременный впрыск газа и бензина на высоких оборотах. Правильная настройка очень важна.

Во-первых, ненастроенное ГБО тупо не будет ехать.

Во-вторых, если двигатель будет работать на бедной газовоздушной смеси, он очень очень быстро выйдет из строя.

ГБО работает следующим образом. Запуск двигателя всегда осуществляется на бензине. Когда охлаждающая жидкость прогревается до 40 градусов, включается ГБО и двигатель переходит на газ. При настроенном ГБО это происходит незаметно.

На некоторых моделях можно завести машину и на газу, если нажать и удерживать кнопку включения в момент запуска стартера.

Для обеспечения лучшей топливной экономичности рекомендуют использовать так называемые газовые свечи с высоким калильным числом.

ГБО 5 и 6 поколения устроено иначе, там используются штатные бензиновые форсунки, и газ в жидком виде подается прямо в них. Такие комплекты пока еще очень дорогие, и мы их рассматривать не будем.

Я эксплуатирую ГБО четвертый год - год оно стояло у меня на старом УАЗике, потом я купил этот. Сперва 5000 км я обкатал его на бензине, затем поставил газ. Сейчас суммарный пробег на нем составляет 40 000 км.

Проблем, связанным с эксплуатацией автомобиля на газу, у меня не было ни на той, ни на этой машине.

Вы спросите, как же так, ведь газ сушит клапана и они прогорают? Я отвечу, что на самом деле это не совсем так работает. Посмотрите отличный ролик Михаила Ходоса на эту тему. Там хорошо рассказано об особенностях работы двигателя внутреннего сгорания на газу и возможных последствиях.

Если вкратце, то утверждение о том, что газ убивает мотор - правда. Но дело в том, что дизель и бензин тоже убивают мотор. Просто делают это несколько дольше.

Однако при езде на ненастроенном газу смерть мотора может наступить очень и очень быстро.

Дело в том, что у газа выше октановое число и температура сгорания, соответственно, температура отработавших газов, воздействующих на выпускной клапан, будет выше, и прогорит он раньше. Чтобы этого не происходило, необходимо, чтобы было верно выставлено опережение зажигания, выставлена верная топливная коррекция, отрегулировано давление на выходе из редуктора и форсунок.

Кроме того, необходимо постоянно регулировать зазоры клапанов. На двигателях ЗМЗ Про этого делать не нужно, так как здесь установлены гидрокомпенсаторы.

Еще следует газ имеет свойство смывать масляную пленку и вообще отрицательно воздействует на свойства моторного масла, из-за чего требуется менять его вдвое чаще, чем это предписано регламентом. Но я скажу, что и при езде на бензине менять масло нужно точно также. Интервал замены масла на ЗМЗ в 15 тысяч - это развод от маркетологов. На 409 он был 10 тысяч, а на форсированном Про он вдруг стал 15. За счет чего?

Таким образом, основные проблемы у тех, кто ездит на газу, происходят из-за жадности. Сперва люди берут самые дешевые комплекты со слабыми редукторами. Затем они просят настройщиков поставить смесь победнее, чтобы кушало поменьше. Потом они забивают на замену газовых фильтров, ежегодное ТО и настройку оборудования. Так как масло на газу не темнеет, они думают, что теперь на нем можно ездить по 30 тысяч, и успешно этим занимаются.

Естественно, у таких ездоков машина “че-то не тянет”, ГБО постоянно отключается и делает мозг, а заканчивается это все преждевременным ремонтом ГБЦ и воплями о том, какое ГБО г*вно.

Лично у меня проблем на обоих Патриотах, связанных с ГБО, не было.

Какие бы я отметил плюсы?

На газу с правильно настроенным ГБО машина едет заметно бодрее, чем на бензине.

Экономия на топливе, что ощутимо при длительных пробегах и путешествиях.

Увеличенный запас хода. Суммарно на одном баллоне 80 литров газа и 70 л бензина у меня получалось проехать около 900 километров. Пробег летом на газу при этом был около 430, а на бензине около 540 километров. Зимой на 80 литрах газа в смешанном цикле удается проехать 330 км, то есть, расход получается около 24 литров газа на 100 км.

-6

Теперь о минусах и подводных камнях.

Хранить и ремонтировать авто, оснащенное ГБО, необходимо на открытом воздухе, либо в помещениях, оснащенных принудительной вентиляцией. Иногда бывают случаи, когда есть утечка газа, и бдительные граждане вызывают к машине газовую службу. Газовая служба приезжает и начинает пинать по колесам, так как вскрыть машину она не может, и вызывает ГИБДД. ГИБДД приезжает и вызванивает по телефону водителя, который бежит из дома с ключами и документами. Дажее газовики перекрывают баллон, а сотрудники ГИБДД начинают внимательно изучать документы, касающиеся установки и регистрации баллона.

Да-да, ГБО необходимо зарегистрировать в ГИБДД.

Эта процедура регламентирована 4 разделом 5 главы Технического регламента Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств”, и состоит она из двух частей.

Первая часть - предварительная проверка, которая выполняется до установки ГБО. Вы выбираете оборудование, которое хотите установить. Затем вы едете в Испытательную лабораторию и просите дать заключение о возможности установки этого оборудования на ваш автомобиль. С этим заключением далее вы обращаетесь в ГИБДД за разрешением на установку. С разрешением на установку вы едете в Мастерскую, которая имеет действующую аккредитацию на оказание услуг по установке ГБО, выдает вам декларацию, сертификаты и паспорта на установленное оборудование,

Затем начинается вторая часть - проверка безопасности. С установленным ГБО Вы проходите техосмотр и получаете диагностическую карту, с которой снова едете в Испытательную лабораторию. Лаборатория проверяет выполненную установку на безопасность и выдает Протокол технической экспертизы конструкции транспортного средства после внесения изменений в конструкцию. Со всем пакетом документов вы едете в ГИБДД для оформления Свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

Стоит это все около 6000 рублей, по времени занимает около месяца. И по закону, зарегистрировать ГБО, установленное на автомобиль без предварительной проверки, нельзя.

Конечно, никто не хочет тратить время на посещение каких-то лабораторий. Обычно этот вопрос решается так: вы платите установщику за подготовку документов и никуда не ездите. Установщик со знакомой лабораторией рисуют документы предварительной проверки и проверки безопасности, отдают их вам и вы едете в ГИБДД за новым СТС. Стоит это около 12000 рублей.

-7

Второй подводный камень: баллон подлежит периодическому освидетельствованию. Освидетельствование включает в себя осмотр баллона снаружи и изнутри, проверку массы, проверку вместимости, а также гидравлические испытания (опрессовку).

Срок службы пропанового баллона составляет 10-15 лет, а освидетельствование должно проводиться каждые два года. То есть, за 10 лет вы должны освидетельствовать баллон 4 раза. Эта услуга стоит 35 рублей за литр, + 1000 рублей за снятие и установку баллона. Таким образом, освидетельствование 100 л. баллона будет стоить 4500 рублей, процедура занимает 5 часов, баллон должен быть пустым. За 10 лет вы отдадите за эту услугу 18000 рублей.

Если вы будете ездить с просроченным баллоном, АГЗС могут отказать Вам в заправке авто, а инспектор ГИБДД может выписать штраф по статье 12.5 КоАП РФ в размере 500 рублей.

Третий камень - после установки ГБО вы все равно продолжите ездить по АЗС, ведь машину вы заводите и греете на бензине!

По результатам анализа своих трат за месяц я посчитал, что на топливо было потрачено 14 544,69 рублей, из них - 11 294,19 рублей на газ, а 3250,5 рублей - на бензин. Иными словами, при эксплуатации автомобиля с ГБО 22% от всех суммы расходов в любом случае придется на бензин. Разумеется, это тоже будет влиять на срок окупаемости оборудования.

Как вы понимаете, ни один калькулятор ГБО, не учитывает все эти затраты. Поэтому я сделал свой калькулятор ГБО, он доступен по ссылке:

Калькулятор ГБО.xlsx

Это экселевская таблица, в которую вам нужно будет заполнить выделенные зеленым цветом поля, а формула рассчитает окупаемость и вашу экономию.

Давайте проведем условный расчет установки и окупаемости пропан-бутанового ГБО для УАЗ Патриот.

Допустим, мы решили установить ГБО 4 поколения с одним 100 л. баллоном в багажнике. Оборудование мы выбрали GFI с редуктором GFI Zeta Plus, который подходит на авто с мощностью двигателя до 160 лошадиных сил. Такая установка под ключ обойдется нам в 37 000 рублей, плюс 12000 рублей будет стоить регистрация в ГИБДД. Итого, 49 000 рублей.

Как мы выяснили, в моем случае, средний расход бензина на Патриоте смело можно считать 20 литров. Умножаем 20 литров на 1,13 и получаем 22,6 литра - такой примерно будет средний расход на газу. Стоимость литра АИ-92 сейчас составляет 46,7 рублей, стоимость литра пропан-бутана - 30 рублей.

Далее нам необходимо примерно прикинуть свой средний пробег в месяц. У меня это 2500 километров.

Теперь смотрим, что посчитала таблица. 2500 километров в месяц мы проедем на газу, это обойдется нам в 16950 рублей. Но как мы выяснили раньше, затраты на газ - это 80% от общих затрат на топливо. 20% составят затраты на бензин, который нужен для прогрева авто, это 4237,5 рублей. Всего в месяц мы будем тратить 21187,5 рублей, в год - 254 250 рублей, а годовой пробег составит 30 тысяч км.

-8

Считаем далее. При покупке мы всегда примерно представляем, сколько мы будем ездить на авто. Предположим, 5 лет. За эти 5 лет мы проедем 150 тыс. км.

Укажем периодичность обслуживания ГБО - оно делается или по пробегу, или раз в год. Для выбранного нами ГБО периодичность замены фильтров составляет 10 тыс. км, стоит это 1100 рублей.

Таблица рассчитала, что за 150 тысяч км у нас будет 14 газовых ТО стоимостью 15 400 рублей.

Укажем периодичность освидетельствования ГБО. Это нужно делать раз в 2 года, стоит это 4500 рублей. Таблица рассчитала, что за 5 лет мы 2 раза пройдем эту процедуру и заплатим за нее 9000 рублей.

Получается, что затраты на обслуживание ГБО за лет составят 73 400 рублей.

Самое интересное - экономия. Смотрим - за 5 лет при езде на газу мы потратим 1 344 650 рублей. Если бы мы ездили на бензине, то потратили бы 1 401 000 рублей.

За пять лет мы сэкономили 56 350 рублей.

Это как раз ремонт ГБЦ.

Но факт капремонта существенно влияет на остаточную стоимость авто и должен учитываться при расчете его амортизации. И что выгоднее - поездить 120 тысяч на газу, на сэкономленные деньги откапиталить машину, продать еще за условный миллион, или поездить 120 тысяч на бензине, ничего не капиталить, и продать машину за условные миллион двести, а то и триста?

Кроме того, наличие ГБО, даже зарегистрированного, тоже негативно влияет на стоимость авто при продаже. В трейд-ин машину с незарегистрированным ГБО вообще не возьмут, а при ее оценке в среднем предложат на 50 тысяч меньше.

Таким образом, на самом деле мы не сэкономили, а только заплатили газовщикам и, возможно, даже потеряли.

Вам домашнее задание - скачать калькулятор ГБО по ссылке в первом комментарии и посчитать расчет выгоды при езде на метане.

А если бы газ, как раньше, стоил вдвое дешевле бензина, то есть 23 рубля?

Тогда мы сэкономили бы 338 143,75 рублей. А вот это уже было бы интересно.

Но при текущих ценах на газ для того, .чтобы получить эту экономию, пришлось бы ездить 19 лет. 19 лет, Карл! Стоит ли это того?

Из всего сказанного вот какой следует вывод. Для того, чтобы история с ГБО имела экономический смысл, нужно, чтобы газ был дешевле бензина в два и более раза. Либо работать на своем Патриоте в такси и проезжать не менее 10 тысяч километров в месяц.

-9

Таким образом, для обычного юзера, который будет ездит по закону, это шило и мыло, сопряженное с дополнительными затратами времени и беготней по лабораториям, сервисам, ГИБДД и прочим замечательным местам.

Если вы хотите сэкономить, то знайте - не получится.

Конечно, я не призываю вас срочно ставить или снимать ГБО, экономить на обслуживании или ездить нелегально.

Я просто предлагаю подумать и посчитать, имеет ли это вообще смысл лично для вас.

Поддержать блог: https://yoomoney.ru/to/410011274680307

Телеграм (общение и Live): https://t.me/grosstractor

Rutube (ОНО работает!): https://rutube.ru/channel/23968383/

#уаз #установка гбо #авто #гбо #russia #travel #оффроад #4x4 #путешествие #урал