Найти тему

Как они научатся делать то, что надо?

Раскрытие Гениальности в Семейном образовании:
https://www.instagram.com/aleksandra_4e_co/
---------------------------------------------------------

Здесь будет пост-наблюдение, мне уже давно хочется его написать для себя, не знаю, насколько вам это интересно.

Не буду философствовать, откуда у них возьмётся надо, просто расскажу на нашем опыте. Здесь важно отметить, что я отношусь к тем мамам, которые дико пострадали от «надо» в их собственном детстве (что сказалось на непонимании своих желаний и устремлений во взрослом возрасте), и потому хотят иначе растить детей.

Но это вовсе не значит, что дитятко сидит на моей голове, свесив ноги. Есть мир, его плотность, есть правила, есть поступки и их последствия, просто меньше тех надо, что живут у нас в голове.

Прошлый учебный год у детей не был похож на остальные, потому что появились регулярные занятия. У Сени даже много. Выбирала их я из того, что находила, но всегда обсуждала с детьми. И исходила из их интересов. Даже в голову бы не стукнуло предложить кому-то курсы по пунктуации, например.

Курсы были из «хочу», но это были онлайн-курсы, по расписанию. То есть появилось надо. Не первое в их жизни, безусловно, но последствия выбора: я выбрал курс, на него полагается ходить, лучше всего заходит онлайн. У Агаты группа по английскому два раза в неделю.

До этого их время целиком принадлежало им самим. Они могли выбирать, что делать, строить и читать, и всё было очень органично, они погружались в любимые темы с головой. В музыку, в рисование, рисование карт и квестов, в стройку_века... Потом выныривали и ныряли в книги.

Наступило лето-2020, Сене было уже 11, и стало явно видно его стремление структурировать то, что у него накопилось. Когда случайно появился первый курс по строению клетки, я удивилась, с каким восторгом он слушал преподавателя, как ему было интересно, хотя тема вообще была не его.

Я не сторонник обучения за экраном, но в условиях жизни в деревне выбирать не приходится. Так присоединились другие курсы, что-то добавлялось, что-то уходило, один курс Сеня вообще бросил в начале: мол, развлекалово, а не курс. Там действительно преподавание строилось на какой-то отвлеченной болтовне, видимо, чтобы развлечь детей, считая, что это и есть увлекающее обучение.

Максимум у Сени было в неделю шесть пар (занятия обычно по полтора часа). И стало видно, что Сеня знает, что такое надо. Потому что, как только интересная тема становится обязательной к изучению, она уже рискует быть не такой интересной.

Вы спросите, почему он не бросил. Ведь раньше всё было из хочу, а по логике такие дети должны моментально бросать начатое. Есть много моментов. Два курса он бросил, потому что вообще не зашли. Два курса прошёл только по блоку. Остальные в целом ему нравились. Просто не всегда хотелось отрываться от того, чем занимался на другое.

Это очень тонкий момент, который служит мостиком между хочу и надо. И, думаю, этот мостик во многом зависит от родителей. Что мы говорим ребёнку? Решил - делай! Мужик сказал - мужик сделал! Или: не нравится - не делай! Конечно, бросай, если не хочешь! Не заставляй себя!

Ни один из вариантов не наш, потому что это навязывание пути. Я всегда хочу понять, почему. Почему ты хочешь бросить? Тяжело, скучно, непонятно? Нужна помощь? Можно стараться, а можно мучаться. И это про разное. Мне тяжело, трудно, но я постараюсь, потому что здесь может быть интересно, потому что тема в целом мне нравится. И тогда я делаю выбор найти путь, который не будет мучением.

А можно решить, что мучаться - норма. Есть такое слово «надо», и оно подразумевает оковы. Сеня не мальш. Он понимает, что курс - это не только деньги и время, которые потрачены, это определенный цикл, который лучше целиком, это потенциально интересно дальше, даже если сейчас он всё уже это знает (да, были занятия по истории, где он ничего нового не узнал).

Впрочем, я отвлеклась. Пришло лето. У Сени осталось два курса - это две пары в неделю. И приехали друзья. И вот уже эти самые интересные курсы не смогли конкурировать с тусовкой. И Сеня выбирал гулять с друзьями, а курс досматривал в записи.

Всё это я писала для того, чтобы сказать: я увидела, что Сеня может «надо», спокойно и без мучений, но мне то, что увидела, не понравилось.

Мне ведь тоже в начале было страшно, когда я выбирала дать детям свободу выбора в занятиях, мне было неизвестно, смогут ли они делать то, что надо.

И мой ответ: смогут. Но это ведь уже без огня. Моей основной задачей в организации детской учёбы было сохранить огонь, дать возможность двигаться туда, куда тянет, понимать, что твоё, а что нет. Всё, чем они занимались до этого, из увлечения, было глубоко, ярко, со стратью. До стеклянных глаз. И результаты, конечно, были потрясающие. Они тянули ниточку и вытягивали новые знания друг за другом, сплетая из нмх картину мира.

А сейчас не так. Сеня приходит с гуляний вечером, быстро помогает по хозяйству, в потом смотрит пропущенные занятия в записи. «Мам, мне надо посмотреть эндокринную систему...» - и вот где он, огонь? У него нет сейчас этой потребности, жажды, он не до ночи будет смотреть эндокринную систему, разложив по дивану книги.

- Сеня, интересно? - Спрашиваю.
- Ну, да...

И бонусом - этот год был реальным откатом у Сени в самостоятельном изучении любимых тем, потому что и так был передоз информации. Здесь вы меня спросите, как же дети в школе и шесть уроков. Я могу только ответить, что качество восприятия кардинально разное.

То, что остаётся в голове после одной пары в день (без домашки и выучивания параграфов), и то, что в головах у детей после шести уроков - это разное. Сеня может свободно говорить на тему, которую изучает. Делать зарисовки и показывать события на карте. Рассуждать о причинах событий. Он знает больше меня после школы и вуза.

Впрочем, сегодня я хотела не про качество знаний. А про то, что сравнение года с расписанием и Дх лет в свободном полёте не в пользу первого.

Я хотела ещё про Агату и английский рассказать, но уже не сегодня. А на фото Агата, поскольку Сеня уже давно не фотографируется, подросток, чё)

Автор статьи: Александра Чернявская.

Всё об особенном подходе в семейном образовании: страхи, мотивация, сдача аттестаций, среда самообучения в моём Инстаграмм.

Подписывайтесь: https://www.instagram.com/aleksandra_4e_co/

#семья #семейное образование #обучение детей #обучение онлайн #семейные отношения