Найти тему
Ключ-Медиа

Как режиссер из Вязников в свой фильм голливудскую звезду заполучил

Оглавление

Незаметно прошел в 33-м регионе день рождения корифея советского кино Сергея Комарова. Человек, стоявший у истоков зарождения отечественного кинематографа, родился 2 марта 1891 года в городе Вязники Владимирской губернии. Выпускник экспериментальной мастерской Л. Кулешова стал одним из первых советских актеров немого кино. Как режиссер он снял картины «Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927) и «Кукла с миллионами» (1928), вошедшие в золотой фонд отечественного кино. У него первого в фильме приняла участие голливудская звезда, да так, что сама об этом и не подозревала...

Сергей Комаров в фильме «Мисс Менд» (1926). Источник: kino-teatr.ru
Сергей Комаров в фильме «Мисс Менд» (1926). Источник: kino-teatr.ru

Знакомьтесь, Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс!

Американская актриса Мэри Пикфорд была одной из самых ярких звёзд немого кино. Миловидная внешность и сентиментальные сюжеты её картин пришлись по вкусу русскому зрителю. В начале 1920-х годов государственная компания «Совкино» в значительном количестве закупала западные фильмы для проката в СССР. Одним из самых популярных был «Маленький лорд Фаунтлерой» 1921 года, в котором 30-летняя Пикфорд сыграла юного мальчика.

Летом 1926 года актриса вместе с мужем, голливудским актером Дугласом Фэрбенксом приехали в Советский Союз в рамках триумфального мирового турне. Фэрбенкс был не менее популярным, чем Пикфорд. Он стал первым исполнителем «мстителя в маске» Зорро, прообраза будущих супергероев. Его талант ценили не только рядовые зрители, но и деятели советского кино. Так, режиссер Григорий Александров назвал своего родившегося в 1925 году сына Дугласом в честь американского актёра.

knowledgeblog.ru
knowledgeblog.ru

Звёздная пара побывала на Украине и в Москве. Их визит длился 4 дня. Фото- и кинокамеры запечатлели, как толпы советских поклонников осаждают гостиницы, желая своими глазами увидеть полюбившуюся им «девочку с золотыми локонами». Как вспоминал актёр Михаил Жаров, чтобы проводить Пикфорд с Белорусского вокзала в Париж, зрители заполнили всю Тверскую улицу. «Балконы, окна и даже фонари были утыканы „мэринами“, как их окрестила языкатая Москва», — вспоминал он.

Психоз пикфордистов во время пребывания в СССР Мэри Пикфорд и Дугласа Фэрбенкса. Источник: mos.ru
Психоз пикфордистов во время пребывания в СССР Мэри Пикфорд и Дугласа Фэрбенкса. Источник: mos.ru

Есть идея!

В какой-то момент глядящего на все это Сергея Комарова осенило: да это же готовый сюжет для сатирического фильма! Отсматривая документальную съемку визита звездной пары, он нашел поистине потрясающую сцену, попавшую в объектив камеры: блистательная Пикфорд целомудренно целует одного из поклонников в щечку. Картинка сложилась. Режиссер понял, как и на чем он будет строить свою киноленту.

Первоначально задумывался фильм «Король экрана» с длинным подзаголовком «Повесть о том, как поссорились Дуглас Фэрбенкс с Игорем Ильинским из-за Мэри Пикфорд». Видимо, предполагалось, что голливудская пара в нём сыграет что-то мало-мальски существенное. Но тем, видно, было некогда, а, возможно, и неохота. Но имелись документальные съёмки их прибытия на московский вокзал, и Комарову этого хватило. Случайные кадры с Мэри и Дугласом виртуозно вмонтировали в ткань картины, и получилась милая даже для сегодняшнего времени комедия.

kinocomment.ru
kinocomment.ru

Сергей Комаров сам написал сценарий своего будущего фильма. Сюжет его довольно прост. Обычный билетер кинотеатра Гога Палкин тщетно добивается внимания студийки, то есть сотрудницы киностудии Дуси Галкиной. Девушка грезит об актерской карьере и на ухажера не обращает никакого внимания. А что если он сам станет звездой?

Гога случайно заходит на студию в момент визита Мэри Пикфорд. Он смешит ее, и голливудская дива дарит ему свой поцелуй. Комаров перемонтировал настоящий ролик с поклонником таким образом, чтобы казалось, что актриса действительно целует Гогу Палкина. О нем быстро узнают поклонники Мэри и глядят на него с завистью и восхищением. А Дуся наконец влюбляется в парня, ведь его поцеловала сама Пикфорд!

А наши лучше!

И хорошо, что Пикфорд и Фэрбенкс в «Поцелуе» лишь отметились. Они перетягивали бы все внимание на себя, а так у молодого Игоря Ильинского появилась возможность заявить о себе как о выдающемся комедийном актере. Недаром в те годы полагали, что звук в кино и не нужен: классный артист всё может выразить взглядом и жестом. Глядя на Ильинского в «Поцелуе», думаешь, что истина в этом утверждении была.

mosday.ru
mosday.ru

Анель Судакевич, сыгравшая в «Поцелуе Мэри Пикфорд» строптивую студийку, была одним из главных женских лиц советского кино 1920-х. Ее нетипичная красота поражала и мужчин, и женщин, заваливавших восторженными письмами студию «Межрабпом-Русь», где она работала. Одним из поклонников актрисы был Владимир Маяковский. Однажды поэт скупил в киоске все имевшиеся в наличии открытки с Судакевич и раздал их прохожим.

prlib.ru
prlib.ru

Советский фильм по-голливудски

На страницах журнала «Советский экран» Сергей Комаров охарактеризовал комедию как сатиру на «психопатическую толпу». Однако фильм раскритиковали за потакание «нэпмановскому вкусу». По мнению современных киноведов, в «Поцелуе Мэри Пикфорд» действительно практически отсутствуют какие-либо характерные приметы советской жизни. По сюжету и манере фильм весьма напоминает голливудские ленты того времени.

«Американцы знают, что фильма будет иметь полный успех, если в ней участвует одна из кинозвёзд, поэтому незачем снимать Пикфорд и Фэрбенкса одновременно в картине», — писал в 1927 году в «Советском экране» Сергей Комаров. И добавлял: а у нас получился абсолютный букет!
platonovfest.com
platonovfest.com

В 30-х годах, когда внутренняя политика в СССР ужесточилась, визиты зарубежных кинозвёзд стали невозможны. Как и их появление в советском кино...

КСТАТИ: о существовании комедии «Поцелуй Мэри Пикфорд» актриса узнала лишь на склоне лет. Копию картины ей подарил Госфильмофонд СССР в конце 1970-х годов.

Источник: Kluch.media