Когда испанцы покорили Америку, они обнаружили для себя много нового, например картофель, кукурузу, помидоры, маниоку и многие другие культуры, которые сейчас в 21-м веке являются настолько привычными для нас продуктами, что кажется они были всегда. Но тем более удивительна история их проникновения в нашу жизнь.
В Южной Америке колонизация началась в начале 16-го века. Прибывавшие испанские конкистадоры и колонисты в удобную бухту, в место где сейчас находится столица Аргентины - Буэнос Айрес, проникали вглубь континента, воюя с индейцами, открывая территории, новые растения, животных и птиц. Испанцы всегда брали с собой на новые земли домашних животных, коров и лошадей, выпускали их в природу и со временем расплодившийся скот был отличной пищевой базой для вновь прибывающих колонистов.
Испанцы пришли на землю Гуарани, названную Парагвай (на языке гуарани Парагвай — левый берег реки Парана), в начале 16-го века. Впервые культура индейцев была описана Ruiz Díaz de Guzmán (Руизом Диасом де Гузманом), в хрониках первых конкистадоров в 1612 году, со слов командира отряда Hernando Arias de Saavedra (Эрнандо Ариаса де Сааведра), первым открывшим эти земли и отметившего использование листьев Йерба Мате в 1592 году.
В хрониках конкистадоров отмечалось, что «… индейцы выходили на встречу передовым отрядам конкисты, не опасаясь чужеземцев, с интересом разглядывали лошадей и амуницию, будто ожидали их прихода….»
В те же годы на континент прибыли монахи-иезуиты, а надо понимать, что это были времена, когда писать умел один из ста, а самой образованной частью общества было духовенство и их задачей было обращать в христианство коренное население - индейцев, а также выстраивать от Перу до южных границ современной Бразилии общины - Редукции, в которых монахи собирали индейские племена, обучали их ремеслам и земледелию, скотоводству.
На землях сегодняшней Аргентины от рабства отказались в пользу обучения и интеграции коренного населения в европейскую цивилизацию, тогда как Центральная и большая часть Южной Америки, после истребления населения нуждалась в рабочей силе и завоеватели стали завозить рабов из Африки на континент. Благодаря такому положению, язык и обычаи индейцев Гуарани были сохранены, а находясь в Редукциях, индейцы вместе с колонистами защищали себя от набегов рабовладельцев из португальских колоний.
Монахи-иезуиты изучали привычки и особенности жизни индейцев. Гуарани знали около 800 растений сельвы вокруг водопадов Игуасу из 4000 известных ученым сегодня и одним из них был Ilex Paraguariensis (так его назвали позже в 19-м веке). Монахи назвали растение “Парагвайская трава” или “Парагвайский чай”, тогда еще не зная, что это листья дерева Падуб, которое растет в диких лесах. Индейцы знали немало о действии различных растений. Надо иметь ввиду, что жизнь в сельве полна опасностей и трудностей. Кора лапачо, гурана, листья коки и другие растительные энергетики были для них подмогой в вопросах выживания в природе.
В культуре индейцев листья КАА (CA-A) -Yerba Mate -Йерба Мате, это источник выносливости и силы. Монахи обратили внимание на то, что индейцы Гуарани срывали свежие листья и жевали их, либо размачивали в сосудах, изготовленных из растительных материалов и процеживали настой сквозь зубы. Со временем иезуиты изобрели трубочку-фильтр для питья настоя, иначе при разжевывании или процеживании, зубы чернели и это было не эстетично для европейских колонизаторов. Так появилась бомбижья (Bombilla). Сам способ приготовления Мате, путем пролива большого количества заготовленного сырья большим количеством воды, это заслуга монахов-иезуитов. Благодаря им мы знаем напиток Мате в том виде, в котором он существует сегодня.
Индейцам очень нравилось музыкальное сопровождение месс, проводимых монахами. Они проявили себя как искусные мастера по работе с камнем и в целом воспринимали происходящее с интересом. Поначалу считалось, что Мате это «…дьявольский напиток» и делались попытки отучить индейцев от этой привычки запретив его, вплоть до отлучения от церкви. Причиной служило то, что напиток Мате обладает диуретическим свойством и во время месс индейцы часто выбегали из храмов по нужде, тем самым нарушая течение проповеди.
Позднее испанцы одобрили привычку пить Мате и даже считали важным ее использование для решения проблемы пьянства в резервациях, они же заставляли собирать и измельчать листья Мате вместе с тонкими веточками. Со временем они обратили внимание на способность Мате быстро справляться с цингой, болезнью вновь прибывших на новую землю колонистов, которая настигала их в длительном путешествии через океан, поражая людей, не имевших возможности разнообразить питание.
И через некоторое время поняв коммерческий потенциал растения, которое могло быть конкурентным напитком чаю, монополию на который имели англичане, Йерба Мате становится одним из главных источников дохода для иезуитов, которые приобрели право на торговлю этим товаром в 1645 году.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...