Найти в Дзене

Путешествия во времени

Оглавление

Всем привет! С вами канал «Феи / Роботы / Пришельцы», и сегодня мы будем путешествовать во времени.

Кто из нас не мечтал переместиться в прошлое, чтобы исправить события своей или чужой истории? А отправиться в будущее, посмотреть на фантастические достижения космической цивилизации?

Сегодня мы поговорим о машине времени. В первой части речь пойдет о том, как эта идея появилась и развивалась в науке и фантастике. Во второй части я расскажу вам про классификацию хронопутешествий, и про правила поведения во временном континууме. Мы же не хотим случайно стереть всю Галактику, верно?

Время - одно из базовых свойств Вселенной (Фото Shutterstock)
Время - одно из базовых свойств Вселенной (Фото Shutterstock)

Когда появилась машина времени?

Начнем с того, что путешествия во времени – одна из тех тем, где наука сплетается с популярной фантастикой, и сложно сказать, что на что влияет. Физики разрабатываю теоретические модели, которые в воображении писателей разрастаются до целых миров. И наоборот, фантастические произведения дают повод для серьезного анализа, а иногда даже наталкивают исследователей на новые идеи. Те же «кротовые норы», «парадокс дедушки» и «петля времени», которые будут упомянуты ниже, использованы в сложных математических моделях с кучей формул.

Концепция времени существует с зари человечества. Сезоны года, движение небесных тел, взросление человека – все это служило мерой отсчета, символами его течения. Время сравнивали с рекой, с текущим песком. В зависимости от культуры и эпохи оно представлялось то вечным кольцом, и люди были уверены, что все вокруг постоянно и неизменно. Где-то верят, что время движется назад, и из золотого века мы падаем в хаос. С эпохи нового времени сформировался привычный нам взгляд на историю: развитие вперед, от простого к сложному. Но всегда и везде время было для нас одним из базовых свойств реальности.

В конце XIX века британский математик Хинтон назвал время «четвертым измерением», и этот взгляд прочно вошел в массовое сознание. Действительно, если у какого-то предмета есть длина, ширина и высота, но он не занимает ни одного мига во времени – можно ли говорить о том, что этот предмет существует? Если нарисовать на графике кривую изменения температуры в течение дня, мы получим траекторию движения стрелки термометра в четвертом измерении. А отсюда вытекает и следующая мысль – если мы можем двигаться в трех измерениях, то подвластно ли нам четвертое?

Обложка романа "Машина времени" Г. Уэллса
Обложка романа "Машина времени" Г. Уэллса

Первые произведения, посвященные путешествиям в будущее, можно найти уже в XVIII-XIX веках. В основном это были назидательные работы в жанре утопии, в которых рассказчик засыпал на несколько столетий, чтобы проснуться в новом мире, устроенном совсем иначе. Первые романы в жанре «настоящей» фантастики тоже не лишены социальной составляющией. Это роман Марка Твена «Янки при дворе короля Артура», задавший новый штамп – «попаданцы в прошлое». И «Машина времени» Герберта Уэлсса. Здесь Путешественник во Времени долго изучает общество будущего, где человечество разделилось на рабочих-морлоков и изнеженных, слабых элоев. Но в романе уже были заложены многие элементы, которые сформируют жанр научной фантастики. Это концепция «четвертого измерения»; сама идея путешествия при помощи устройства, созданного человеком; понимание того, что в будущем всё будет по-другому и нужно будет налаживать контакт с далёкими потомками.

Плакат к экранизации романа "Машина времени" уже показывает, на чем фокусируются авторы: чудовища, сражения и красавицы.
Плакат к экранизации романа "Машина времени" уже показывает, на чем фокусируются авторы: чудовища, сражения и красавицы.

Путешествия во времени всем понравились и прижились в жанре, который мы знаем как «научная фантастика». На 20-30-е годы XX века пришёлся расцвет «палп-фикшен», рассказов и повестей, которые публиковали в массовых издательствах. В фантастике появилось больше приключений и меньше морализаторства. Храбрые герои, юные принцессы, которых нужно спасать от инопланетных монстров. Заодно, навеки был подорван авторитет фантастики как серьезного жанра. Зато тогда же были сформированы и основные жанры и поджанры. Были поставлены вопросы: можно ли изменить прошлое и будущее? Что будет, если в прошлом убить собственного дедушку? Какая ответственность лежит на путешественниках? И вообще, можно ли изменить судьбу? Золотой век научной фантастики, середина XX века, дал нам целую россыпь отличных произведений про машину времени. Некоторые из них позже еще упомяну как примеры того или иного подхода к проблеме изменения реальности. Роберт Хайнлайн, Айзек Азимов, братья Стругацкие, Гарри Гаррисон и многие другие писали про путешествия во времени и давали научное обоснование этого явления.

Как попасть в будущее?

В большинстве случаев фантастика позволяет путешественникам двигаться туда и обратно. Действительно, если мы хотим не просто съездить в один конец, но и вернуться, нам нужно уметь двигаться по времени вперёд и назад. Однако всё равно можно разделить все путешествие во времени на два больших типа: путешествия в прошлое или в будущее. Каменный век, средневековье, современные нам технологии в антураже прошлых времён; или космолёты, далёкие планеты, гаснущие звезды и так далее.

Путешествия в будущее более научно обоснованы. В конце концов, мы все движемся в будущее: со скоростью одна секунда в секунду. А что если ускорить этот процесс? Тогда можно попасть в следующий век или даже тысячелетие, не прибегая к нарушению законов физики и не требуя новых магических технологий. Ускорить время можно разными способами.

Можно погрузить человека в долгий сон. Если поспать какое-то время (и самое главное, проснуться невредимым), то человек из прошлого окажется в далёком будущем. Мы видели такое в романе «Когда Спящий проснётся» все того же Герберта Уэллса. Эта книга стала основой для целого цикла комиксов в Америке тридцатых годов. К этому способу прибегал герой Роберта Хайнлайн в романе «Дверь в лето». Во многих произведениях «твердой» научной фантастики прибегают к криозаморозке. Вспомните фильм «Аватар» Джеймса Камерона. Полет от Земли до Пандоры длится около шести лет, но большую часть времени колонисты проводят в анабиозе. А если нужно долететь до далеких планет, то заморозить поселенцев на «корабле поколений» можно и на несколько столетий.

Кадр из х/ф "Аватар"
Кадр из х/ф "Аватар"

Кстати, такой способ путешествия в будущее уже перестал быть совсем фантастикой. Я говорю о криогенике, посмертной заморозке тела. Уже несколько лет существуют компании, которые обязуются заморозить тело клиента в жидком азоте и поддерживать его в таком состоянии до тех пор, пока наука будущего не пробудит его к жизни. Есть много споров о том, насколько это этично, разумно и теоретически возможно, но это уже есть.

Ещё два надёжных способа оказаться в будущем дает нам Альберт Эйнштейн.

Как известно, Специальная теория относительности замедляет время с ростом скорости. На земле мы этот эффект почти не замечаем. Если взять два хронометра, один положить в скоростной поезд, второй оставить на станции, то после часа поездки на скорости 100 км/ч хронометр в поезде будет отставать на миллионные доли секунды. Хотя даже этот незначительный эффект приходится учитывать, корректируя точное время на спутниках GPS.

При движении с космическими скоростями эффект замедления времени для движущегося будет куда существенно. При скорости в 10% от скорости света, в корабле пройдет год, а на Земле за это время – год и два месяца. Чем ближе к максимально допустимой скорости, тем больше будет разница.

Этот эффект описан во многих космических романах как неизбежное следствие космических путешествий. «Возвращение со звёзд» Станислава Лема, «Полдень, XXII век» Стругацких. В романе «Гиперион» Дэна Симмонса одна из новелл посвящена истории любви девушки на далекой планете и астронавта, улетающего и прилетающего обратно. Для него проходит всего несколько месяцев, для нее разлука длится по пять лет.

Ещё один способ надежный способ изменить скорость течения времени - это увеличение гравитации. Общая теория относительности все того же Эйнштейна гласит, что масса тела – это деформация самого пространства-времени. А значит, рядом с телом, имеющим массу, время как бы «проваливается» в колодец гравитации и потому течет медленнее.

Искривление пространства и времени. Источник фото: Wikipedia, photo by Mysid
Искривление пространства и времени. Источник фото: Wikipedia, photo by Mysid

Опять-таки, в повседневной жизни мы не можем заметить таких отклонений. Даже влияние всей нашей планеты и Солнца на ход времени можно засечь только высокоточной аппаратурой. Но вот, например, возле чёрной дыры! Масса черных дыр в сотни и тысячи раз больше массы нашего светила. И расчеты показывают, что если провести несколько часов на такой орбите, то для остальной Вселенной пройдут года и века. Теоретически в самой черной дыре, при пересечении горизонта событий, время останавливается. Для объекта, который упал в чёрную дыру, существуют одновременно все моменты времени. К сожалению, для таких хрупких и неприспособленных существ, как человек, этот эффект практического применения не имеет. Гравитация раздавит любой корабль и уж точно космонавта задолго до проявления каких-либо значимых релятивистских эффектов. Замедление времени на орбите чёрной дыры показано в фильме «Интерстеллар». Правда, после этого герой прошел через чёрную дыру для перемещения в прошлое, и в этот момент твёрдая научная фантастика стала похожа на космооперу. Корабль на орбите черной дыры был в свежих эпизодах сериала «Доктор Кто». Причем там на верхних палубах время текло быстрее, чем на нижних. Впрочем в «Докторе Кто», как в Симпсонах, всё уже было, его можно использовать как пример к каждому абзацу нашей темы.

Менее научные способы перемещаться во времени

Итак, физика в современном понимании может предложить нам только ускоренное движение в будущее, причем в один конец. Но нам-то хочется большего! Здесь строгая академичность заканчивается, и вступают фантастические допущения. Нам понадобятся еще неизвестные технологии, или вообще магия.

Что может предложить нам научная фантастика и фэнтези? О, много что!

Пророчества и послания из будущего. Здесь времени мы отправляем не физические объекты, а информацию. Самому себе, далеким предкам или потомкам. Предупредить, подсказать, предотвратить. Способ, проверенный веками – уже в античности паломники шли к Дельфийскому Оракулу с богатыми дарами, чтобы узнать о событиях будущего. Правда, если пророчества пифии сулили беды, человек начинал попытки исправить будущее, и сталкивался с невозможностью обмануть судьбу. Но о том, можно ли менять историю, мы поговорим во второй части. А еще сообщение в прошлое передавал Флэш Бэтмену в «Лиге справедливости».

Постер фильма "Люди Икс: Дни минувшего будущего" Профессор Ксавье из будущего отправил сознание Росомахи на 50 лет назад, чтобы тот предупредил мутантов о катастрофе.
Постер фильма "Люди Икс: Дни минувшего будущего" Профессор Ксавье из будущего отправил сознание Росомахи на 50 лет назад, чтобы тот предупредил мутантов о катастрофе.

Перенос сознания во времени. Развитие предыдущей идеи. Если получилось передать послание, то можно отправить и сознание человека полностью? Оцифровать и отправить в космос, как в романе «Мы Легион, мы Боб» Тейлора Денниса. Можно создавать клон одного и того же человека в разных поколениях – так делали обитатели вечного «Города под солнцем» у Артура Кларка, а на планете Дюна Лето II Атрейдис раз за разом оживлял Дункана Айдахо. Ну а если в прошлое – то и без оцифровки, просто перенести назад «душу» или «сущность», и вселиться в чье-нибудь тело в Средневековье.

В трилогии фильмов "Назад в будущее" машина времени выглядела как автомобиль Delorian, а для путешествия необходимо было разогнаться до приличной скорости
В трилогии фильмов "Назад в будущее" машина времени выглядела как автомобиль Delorian, а для путешествия необходимо было разогнаться до приличной скорости

Классическая машина времени. Некое устройство, которое позволяет попасть в любую эпоху. Форм-фактор может быть любым, от телефонной будки или автомобиля с неудобными дверьми до браслета на запястье или ванны с гидромассажем. Общее то, что перемещение возможно в любую сторону, как правило по желанию оператора, за минимальный срок. Следует понимать, что любой такой агрегат обязан двигаться не только во времени, но и в пространстве. Наша планета движется вокруг Солнца со скоростью 30 километров в секунду. Солнце вращается вокруг центра Галактики, галактики – относительно друг друга, а сама Вселенная расширяется со скоростью, относительно превышающей скорость света. Короче говоря, даже не секунду выпав из этой системы, машина времени окажется очень далеко от места старта, и потому ей нужно уметь прыгать на огромные расстояния при каждом путешествии. Впрочем, в большинстве произведений этим фактором пренебрегают. Подразумевается, что, указав желаемую дату, путешественник попадет в ту же самую точку пространства, только в прошлом или будущем. Кстати, сама дата в большинстве случаев также оказывается фиксированной координатой. Указав «Пятое ноября 1955 года», мы задаем точную цель – без поправки на високосные года и столетия, не учитывая замедление вращения Земли и смену календарей в разные эпохи. Ну, или продвинутый компьютер нашей машины времени учитывает все эти факторы, даже те, что пока что не поддаются точному измерению.

Хронопорталы. Это уже чистая магия, или отсутствие любого наукообразного объяснения. Просто из одной точки можно попасть в другую. Вообще из любой, как случилось с героем Марка Твена «Янки при дворе короля Артура» и со многими другими «попаданцами» после него. Или через мистическую пещеру, скрытый водопад, заброшенный колодец. В любом случае, есть некая точка в пространстве и времени путешественника, соединенная с другим временем и пространством. В фэнтези могущественные маги способны открывать такие врата по желанию. Академическая наука здесь уже неприменима, а правила и ограничения такого путешествия задаются фантастическим допущением самого произведения.

Портал во времени. Автор: De & Co Art https://www.artstation.com/chelseamanager32
Портал во времени. Автор: De & Co Art https://www.artstation.com/chelseamanager32

Червоточины или «кротовые норы». Вообще-то этому способу перемещения положено быть в «твердо-научной» части. Одно из решений уравнений теории относительности допускает наличие двух взаимосвязанных точек, соединенных «туннелем» в пространстве. В научпопе принято объяснять это так: если наше пространство (и время) представить как лист бумаги, согнуть его пополам и проткнуть карандашом, то получится как раз такая «кротовая нора». Если лист развернуть, то от одной дыры до другой будет большое расстояние и соответственно время. А через червоточину – можно попасть в другую точку мгновенно. Но мне кажется, что этому способу пока что место в «магическом» списке. Такие тоннели существуют пока что лишь в теории, а их открытие и поддержание требует наличия особой «экзотической материи», которая существует лишь гипотетически. И даже если именно такая трактовка уравнений окажется верной, нам еще очень далеко до открытия червоточин в заданное место по заказу.

"Кротовая нора" Источник фото: Wikipedia
"Кротовая нора" Источник фото: Wikipedia

Кстати, рекомендую послушать альбом «Universal Migrator» прогрессив-метал проекта Ayreon. На втором диске там есть песня про чёрные и белые дыры, приглашённый гость этого трека - Брюс Дикинсон из Iron Maiden.

Вообще, машиной времени можно считать любой двигатель, позволяющий лететь быстрее скорости света. Ведь мы прилетаем в точку назначения до того, как туда может добраться любое электромагнитное излучение. А значит, прилетаем в собственное прошлое. Думаю, не стоит напоминать, что известные нам законы физики такие путешествия не признают.

Заключение

Возможные или невозможные, путешествия во времени прочно вошли в научные дискуссии и фантастические произведения. Сам по себе шаг в другую эпоху открывает простор для новых сюжетов, конфликтов и непростых решений. И целую уйму вопросов. Можно ли изменить прошлое? Как знание будущего отразится на настоящем? Если путешествия во времени изобретут в будущем, то почему к нам не прилетели наши далекие потомки? Существуют ли правила для путешественников, или каждый волен делать что захочет? Про эти и другие вопросы я расскажу в следующем выпуске. А сейчас – спасибо, что прочли!

Канал «Феи / Роботы / Пришельцы» можно читать на Яндекс.Дзен, в Телеграме и ВКонтакте. Аудиоверсия подкаста доступна на сервисах Яндекс.Музыка, Apple Podcasts, Google Podcasts и в вашем любимом плеере подкастов.

Оставляйте комментарии и ставьте оценки. Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые выпуски. Скоро увидимся!