«Чёрные кошки в бамбуковых зарослях» (Канэто Синдо, 1968)
Большое влияние на фильмы японского автора Канэто Синдо связано с трагической бомбардировкой его родного города Хиросимы, что делает это кино среди остальных особенным: загадочная история о призраках, созданная в японский период Хейан, рассказывает об убийственных самураях, о зловещих призраках двух женщин, жаждущих отомстить солдатам, которые изнасиловали и убили их, и о чёрном коте, присутствие которого предвещает смерть.
«Винтовая лестница» (Роберт Сьодмак, 1946)
Режиссёр Роберт Сьодмак придумал визуальный язык для убийственной ненависти, где злодей настолько нетерпим ко всем, кого он считает менее «совершенным», что он буквально видит их по-иному. В данном случае пристальный взгляд на инвалидов напоминает нацистское преследование людей с физическими и умственными недостатками – Вторая мировая война закончилась для Сьодмак всего лишь годом ранее, а сам он бежал от нацистов из-за своего еврейского происхождения. В результате получается, что «Винтовая лестница» — это произведение готического ужаса для мира, ещё не оправившегося от Холокоста.
«Карнавал душ» (Херк Харви, 1962)
Снятый за жалкие 33 000 долларов и пронизанный болезненным беспокойством аналогичным снафф-фильмам, повествует о девушке Мэри в исполнение актрисы Кендес Хиллигосс в роли единственной выжившей в злополучной автомобильной катастрофе. Выбравшаяся из воды и вернувшаяся в мир, зловеще омрачённый её предсмертным опытом, Мэри обнаруживает себя пойманной в ловушку в американском нигде, столь же неизбежном, как Сумеречная зона.
«Маска Сатаны» (Марио Бава, 1960)
В 1960 году итальянский хоррор-маэстро Марио Бава запустил свою карьеру с фильма «Маски Сатаны», вольная адаптация короткого рассказа Николая Гоголя «Вий». Фильм также стал творческим трамплином для актрисы Барбары Стил в роли Азы Вайды, ведьмы, сожженной на костре, которая спустя сотни лет возвращается из мёртвых, чтобы отомстить потомкам своих убийц. Мучение Азы осязаемы и, оттого, ужасны. «Маска Сатаны» в те годы удивляло своей выстроенной атмосферой с туманными кладбищами и заброшенными подземельями, в которой можно было заприметить отголоски лучших фильмов ужасов из 30-х годов.
«Кабинет доктора Калигари» (Роберт Вине, 1920)
Положивший начало немецкому киноэкспрессионизму, этот молчаливый ужас стал великим достижением касательно метода повествования, создавшего кошмарный мир, в котором нет ничего определенного. Рассказанный в рамках флешбэка, фильм представляет собой историю молодого человека (Фридрих Фейер), чей мир разваливается, когда он узнаёт о злой схеме доктора; со временем, однако, становится ясно, что этот ненадёжный рассказчик может быть жертвой собственного замешательства, и блеск «Кабинета доктора Калигари» заключается именно в том, что он погружает в центр этого безумия.
«Глаза без лица» (Жорж Франжю, 1960)
Сказки часто вызывают те же первобытные страхи, что и фильмы ужасов: боязнь быть отвергнутым, страх одиночества, старения, потери красоты. В истории Жоржа Франжю про пластического хирурга, одержимого тем, чтобы сохранить внешность своей дочери — её лицо было обезображено в результате несчастного случая — этот хоррор в обличье извращённой сказки пугает своей звенящей партитурой Мориса Жарра. «Глаза без лица» сообщают, что высшая грусть — это когда само счастье достигается через несправедливость: а именно, чтобы что-то получить для себя, это что-то надо забрать у другого.
Если вам понравилась это статья, пожалуйста, делитесь, подписывайтесь, лайкайте, а также читайте: