Найти тему
Александр Грибанов

История одного факапа

#стартап #custdev

Наверняка вы слышали, что пропускать этапы при проверке ценностного предложения нового продукта или дорогой фичи - нельзя. Я тоже слышал. Но, как известно, каждый имеет право учиться на собственных ошибках.

Агентство LOSI создано чуть менее года назад. Мы помогаем быстрорастущим в прошлом фирмам, рост которых значительно замедлился в текущем периоде, вернуться в рынок/найти product market fit. Используем для этого инструменты трекинга и продуктового маркетинга.

В августе 2021 года клиент, собственник розничного продукта, ювелирка, поставил нашей продуктовой команде цель - кардинально увеличить месячный оборот 💰 по соотношению с прошлым годом.

Цель минимум, 2-кратное увеличение продаж - надо было достичь к ноябрю, так как в этом месяце начинается сезонный рост, связанный с праздниками и подарками 🎁.

Метрики и данные на входе:

- костяк аудитории: женщины 45+;

- все продажи делаются через интернет-магазин;

- единственный канал привлечения лидов - интернет-реклама;

- более 50% дает Яндекс.Директ, при этом мы выкупаем около 4% трафика в своей тематике в России. Лидер выкупает почти 60% трафика в тематике;

- средний чек через основной канал: 3400 рублей;

- North Star метрика: соотношение количества новых посетителей и цены привлечения нового покупателя;

- ретеншн (повторные покупки): 1,3 в год;

- целевая цена привлечения нового покупателя для сходимости юнит-экономики рассчитана, периодически обновляется.

В ходе JTBD-исследования были найдены:

- непрямой конкурент;

- проблема;

- условия переключения.

Возникла идея выйти из достаточно широкого, но захваченного лидером сегмента в более широкий сегмент недорогих подарков, 3000-5000 тыс. рублей.

Конкурировать с чаями, скалками 🧦, подарочными наборами и сувенирами.

Проблему обозначили около 30% опрошенных клиентов.

Звучала она так:

- даритель боится (!), что купленный подарок не понравится получателю, поэтому тратит много времени на выбор при неопределённом результате;

- получатель подарка испытывает раздражение (!) при получении подарка, который ему не подходит.

Гипотеза решения возникла такая:

- надо дать возможность постоянным клиентам интернет-магазина собрать список желаемых подарков, тем самым облегчить выбор дарителю, сэкономить его время и нервы;

- одариваемый также решает свою проблему - получает в подарок то, что ему, действительно, нужно;

- сервис должен позволять в ненавязчивой форме отправить ссылку на список желаемых подарков дарителю;

- что обеспечит высокую степень вирусности.

Собственник принял решение о разработке новой фичи.

Без создания MVP, без проработанного ценностного предложения, только с сегментом, проблемой и гипотезой решения мы ушли в разработку жирной фичи на 4(!) месяца.

С декабря, когда фича была опубликована, мы получили много молчаливых лайков и кучу негатива.

- покупатели считают сервис излишне навязчивым;

- вирусным он не стал;

- мы имеем 2(!) случая использования на данный момент.

Конечно, мы научились на этом факапе:

- гипотезы ценности надо проверять на бОльшем количестве проблемных интервью;

- не входить в разработку продукта без создания MVP;

- в первую очередь проверять быстрые, дешевые и рисковые гипотезы;

- работать в HADI-циклах недельными спринтами.

Цель-минимум заказчика по данным на 25 марта достигнута, но... осадочек у него, да и у нас остался.

Мой канал по продуктовому маркетингу: @pochtibereza