Найти тему
Аэлита Бычковская

Клинико-психологическая характеристика умственной отсталости

Всем привет! На этом канале я делюсь не только обзорами на прочитанные книги, но и своими мыслями, а также научными наработками. Если вам нравится мой канал, или вы просто хотите меня поддержать, то подпишитесь, пожалуйста.

Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др. Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. От качества первоначальной диагностики зависит не только правильность выбора образовательного маршрута, но и организация коррекционно-развивающего процесса. Умственно отсталые дети способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы. Тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей.

Термин «умственная отсталость» означает врождённую или приобретённую в период развития задержку, или неполное развитие психики, проявляющуюся нарушением интеллекта, вызванную патологией головного мозга и ведущую к социальной неприспособленности [4]. Олигофрения, с одной стороны, является результатом грубого органического поражения головного мозга в онтогенезе [1]. А с другой стороны – результатом вредоносного действия на нервную систему большого числа факторов на разных этапах ее формирования. Это могут быть и врожденные нарушения обмена веществ (аминокислот, металлов, солей, жиров и углеводов), которые приводят к изменениям функционирования головного мозга; генетические пороки развития, которые являются наследственными дефектами, сочетающими слабоумие с поражением мышечной, костной, кожной, сердечно - сосудистой систем, а также зрения и слуха, и генетические нарушения, возникающие на этапе оплодотворения, приводят к нарушениям формирования головного мозга, который в конечном итоге оказывается недоразвитым; микроцефалия и гидроцефалия; экзогенная олигофрения как результат воспалительных процессов в головном мозге (менингиты, менингоэнцефалиты, тяжелые формы соматических инфекций), интоксикации, радиоактивного и рентгеновского облучения половых клеток родителей и самого плода. Среди факторов натального периода рассматривают травматические поражения плода, полученные в ходе родовой травмы; длительную асфиксию во время родов также может привести к умственной отсталости у ребенка, а также внешние факторы, например, алкогольная (или другая токсическая) эмбриопатия, обусловленная употреблением психоактивных веществ матери.

Общее психическое недоразвитие при интеллектуальной недостаточности часто сочетается с другими неспецифическими нарушениями, например, нарушения работы черепно-мозговых нервов, парезы, нарушения мышечного тонуса, церебрально-эндокринная недостаточность. В соматическом статусе у детей отмечаются различные аномалии развития и дисплазии. Патофизиологические процессы головного мозга также отличаются специфичностью: отмечаются слабость нервных процессов и замыкательных функций коры, патологическая инертность нервных процессов, их слабая переключаемость, нестойкость следов, недостаточность внутреннего торможения, чрезмерная иррадиация возбуждения.

Особенности патогенеза являются определяющими для понимания клинико-психологической структуры дефекта, основу которой составляют два фактора: тотальность и иерархичность недоразвития мозга и организма в целом [3].

Понятие «тотальность» означает, что в состоянии недоразвития находятся все нервно-психические (также и соматические функции). Однако принцип тотальности психического недоразвития может нарушаться при легких формах умственной отсталости. Больные дети показывают иногда более высокие результаты, чем можно было от них ожидать в области сенсомоторного интеллекта. Иерархичность нервно-психического недоразвития выражается в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти, как правило, проявляется меньше, чем недоразвитие мышления. При этом в восприятии, в памяти и внимании, в эмоциональной сфере и даже в моторике больше страдает уровень, связанный с процессами отвлечения и обобщения.

Понимая, что умственно отсталые школьники отличаются недоразвитием познавательных интересов, что выражается в том, что они меньше, чем их нормативно развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании (либо не испытывают ее вовсе). Восприятия и ощущения характеризуются их замедленностью, узостью, малой дифференцированностью. Так, замедленность темпа восприятий сочетается у умственно отсталых детей со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Узость восприятия мешает умственно отсталому ребенку ориентироваться в новой местности в непривычной ситуации. Там, где нормальный ребенок, обозревая все происходящее, сразу выделяет главное и ориентируется в ситуации, умственно отсталый ребенок долго не может уловить смысла происходящего и нередко оказывается дезориентированным. При обозрении действительности такие дети плохо усматривают связи и отношения между объектами.

Речь умственно отсталых детей характеризуется замедленным темпом, бедностью словаря, недостаточным овладением значением слова, некоторыми особенностями грамматического строя речи. Основные причины, обусловившие такое состояние речи, – слабость замыкательной функции коры головного мозга. Значительную отрицательную роль играет также общее нарушение динамики нервных процессов, затрудняющее установление динамических стереотипов – связей между анализаторами.

Процесс выделения воспринимаемых адекватно слов из речи окружающих происходит у умственно отсталого школьника медленней, чем у ребенка нормативно развивающегося. Это и есть первая, основная причина запоздалого и неполноценного развития речи. Но и далее, когда эти слова уже выделены и узнаются как знакомые, известные, она все еще воспринимаются нечетко. Из-за слабости фонематического анализа умственно отсталый ребенок плохо различает на слух окончания слов, что препятствует усвоению грамматических форм. Таким образом, замедленное, неполноценное развитие анализаторов приводит к тому, что при умственной отсталости, как правило, резко задерживается развитие речи. К тому времени, когда речь должна бы быть средством общения, обозначения и орудием мышления, она оказывается в крайне неразвитом состоянии.

В заключении скажем, что умственно отсталым, называют ребенка, у которого нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга. Олигофрения включает многообразную многочисленную группу отклонений, в основе которых лежит недоразвитие не только головного мозга, но и всего организма. При олигофрении отсутствует потребность в знаниях, умение анализировать и обобщать. Отмечается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. Характерна задержка становления речи, понимания обращенной речи. Нарушение речи носит системный характер и распространяется на все функции речи коммуникативную, познавательную, регулирующую. Память характеризуется слабым развитием и низким уровнем запоминания, сохранения, воспроизведения. Отмечается недоразвитие, неустойчивость эмоций, отсутствие оттенков переживаний, слабость собственных намерений, стереотипность реакций. Всем детям свойственны эмоциональная незрелость, нестабильность чувств, трудности в понимании мимики и выразительных движений.

Используемая литература:

1. Аксенова, О.Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учеб.пособие / О.Э. Аксенова, С.П. Евсеев; под ред. С.П. Евсеева. М.: Сов.спорт, 2004 - 296 с.

2. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». — 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Просвещение, 1986

3. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 3. М: Медицина 1965; 270.

4. Тиганов, А. С., Снежневский А. В., Орловская Д. Д. и другие. Руководство по психиатрии / Под ред. А. С. Тиганова. — М.: Медицина, 1999. — Т. 2. — 783 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-225-02676-1.