Совсем недавно я совершенно случайно посмотрел, первый раз в жизни, советский фильм «Дайте жалобную книгу». В этом фильме идеальнейшим образом показаны отношения в советском обществе.
Вы же скорее всего помните, что в СССР всегда говорили о равенстве? А особенно — о социальном равенстве. Ведь именно в горниле классовой борьбы за социальное равенство был выплавлен СССР. А поэтому именно социальное равенство и ставил себе в заслуги СССР(советские власти).
Но стоит посмотреть такой советский фильм, как – «Дайте жалобную книгу», социальное равенство начнет восприниматься с усмешкой.
Фильм «Дайте жалобную книгу» начинается со сцены в ресторане «Одуванчик», где помимо прочих посетителей собралась группа давних приятелей. После продолжительного ожидания официантки, они, в достаточно вежливой форме, высказывают свою претензию:
— Поймите девушка, люди не могут в ожидании борща провести всю жизнь, у них и дела есть.
На что официантка, в достаточно грубой форме просит их не молоть языком, а делать заказ, уверяя этих посетителей в том, что они сами, дескать, не знают, что хотят.
Интересно, что за пару минут до этого, эта самая официантка, на замечание своей коллеги о том, что люди вообще-то ждут, заявила:
— Ничего, подождут. По ресторанам ходЮт, значит время есть!
Чувствуете, в этих нотках вырисовывается отношение к людям? Дескать, нечего ходить по ресторанам! Кстати, подобное просматривается и в другой известной фразе из популярного кинофильма:
— Наши люди на такси в булочную не ездят!
Видимо есть какие-то «наши» люди, которые на такси лишний раз не должны ездить, и по ресторанам лишний раз не должны ходить, ибо: «Нечяго!»
Почему я прихожу к такому выводу? Да потому что буквально на следующий день, в этот ресторан приходит И. И. Кондаков, начальник краевого управления торговли! А как говорится, на начальников у советских людей из сферы обслуживания, глаз был заточен! Так вот, эта самая официантка, которая предпочитает грубить всем подряд(подобные сцены имеют место быть в фильме), услужливо обхаживает высокопоставленного посетителя.
Он то видимо не из каких-то «наших», с ним не погрубишь, так как может и «прилететь».
Если вы когда-нибудь были в ресторане быстрого обслуживания KFC или Макдональдс, то наверно запомнили, что там всегда очень вежливо общаются с клиентами, не зависимо от внешнего вида посетителя. Всё дело в том, что в таких заведениях действуют западные стандарты обслуживания. И такие высокие стандарты обслуживания там не просто на словах, а их выполнение строго обязательно в независимости от положения клиента. А вот в советском обслуживании такие западные стандарты видимо чужды. Ведь даже в этом фильме, чуть дальше показана сцена, в которой на заседании с начальником треста общественного питания обсуждается плохое качество обслуживания ресторана «Одуванчик», и этот самый начальник рассказывает:
— Вот я заграницей был, так там, пожалуйста, всюду улыбаются, и в кафе, и в магазинах...
— Ну и что, это плохо?
— А вы вдумайтесь, что это за улыбка? Она что вам, от души улыбается, эта официантка или продавец? Она же вам за деньги улыбается!
Я очень долго смеялся над этим диалогом. Там заграницей, видите ли, вам за деньги улыбаются, а у нас за деньги искренне и от души нахамят! Но зато это наше, родное хамство!
Вообще Эльдар Рязанов, режиссер данного фильма, видимо не понаслышке знал, что такое «вежливость официантки», так как в его другом фильме, «Вокзал для двоих», в одной из главных ролей снималась Людмила Гурченко, и это снова была роль официантки, и вы представляете, она тоже была хамкой!
Но давайте вернемся к обсуждаемому фильму. Возможно я накручиваю, а сцена с официанткой была просто выдуманная? Возможно. Но интересно, что дальше в фильме показана другая сцена и с другими героями.
Сцена в которой начальник управления торговли, Николай Иванович приходит примерять пальто в вещевой магазин. Сначала его обслуживает продавец в исполнении Юрия Никулина, и очень холодно, безучастно дает первое попавшееся пальто, а на просьбу подобрать другое, даже не желает напрягаться! После чего подлетает изящный Вицин и по высшему уровню обслуживает клиента.
Помните какой диалог произошёл после этого между героями Никулина и Вицина?
— Чего это ты перед ним рассыпался?
— А как же.
— Что он тебя отблагодарил что ли?
— Да ты знаешь кто это был то?
— Нет.
— Ну и лопух! Начальство надо знать в лицо!
Ну вы поняли, да? Если ты прохожий с улицы, то и отношение к тебе как к пролетариату. А если ты большой начальник или министр там какой, то получишь почет и уважение.
Этот фильм был снят в 1965 году. Но если вдуматься в эти показанные сцены, которые я постарался раскрыть в этой статье, то легко увидеть, что к начальству отношение было почтительное, а к обычным людям — нет! Равноправие было только на бумаге и в лозунгах, но по факту, все прекрасно понимали, что номенклатура находится в более привилегированном положении, что и отразил Рязанов в своем фильме.
В конце этого фильма показана еще одна характерная сцена. После ремонта ресторана, во время его торжественного открытия, директор Татьяна Александровна предлагает начальнику треста общественного питания поскорее впустить гостей. Происходит следующий диалог:
— Товарищ Постников, пора открывать, семь часов уже, люди ждут.
— Подождут, они же не на работе, стоят там, отдыхают. Вот руководство прибудет, тогда можно и людей пускать.
— Но вы же сами только что говорили: «Всё для блага человека».
— Не разводите демагогию, товарищ Шумова, я же вам русским языком разъясняю, у нас здесь всё новое, а ваши люди, понимаешь, ворвутся, намусорЮт и никакого вида не будет. Прибудет руководство и что оно увидит? Не мешайте мне, речь готовлю.
Мне кажется в словах этого Постникова и проявляется всё то совесткое социальное равенство, разделяющее на «руководство» и «людей».
Самое забавное то, что даже сейчас я слышу подобное, когда, например, проводится подготовка к приезду начальства, или когда говорят о неискренних западных улыбках... А ведь прошло почти 60 лет с момента выхода этого фильма.
Мне очень понравилась сцена из фильма, где молодая директор Шумова, указывая на проект нового дизайна ресторана, говорит товарищу Постникову такие слова:
— Я поняла чем вы занимаетесь в этом кабинете. Вы не сидите без дела, нет! Вы делаете всё, чтобы ничего не делать. И если это – прекрасное завтра, то вы – ужасное вчера!
Посмотрите этот фильм, он очень хороший!