Добрый вечер, дорогие читатели блога "Не хлебом единым"! 27 марта 2022 г. исполняется 855 лет со дня кончины великого благоверного князя Ростислава Смоленского и Киевского. В наши непростые дни собирания русских земель князь Ростислав являет замечательный образ правителя и миротворца.
Ростислав (в крещении Михаил) ок. 1107 г. - сын Мстислава Великого, внук Владимира Мономаха, племянник Юрия Долгорукого, двоюродный брат Андрея Боголюбского. Его жизнь пришлась на начавшийся долгий и кровавый период княжеских усобиц - практически неминуемого явления для государств того времени.
Отец Ростислава - Мстислав Великий - последний князь Киева как столицы Древнерусского государства, правил 30 лет (1095-1125 гг.)! Дочери Мстислава подобно дочерям его прадеда Ярослава Мудрого были выданы за иностранных правителей в Норвегию, Данию, Венгрию и Византию. Ростислав и его братья был прекрасно образован и любовь к книгам передал своим детям.
Среди своих многочисленных братьев и дядьев Ростислав отличался именно миротворчеством. Будучи великим князем Киевским, он всегда стремился удовлетворить претензии своих родственников на земли, никого не обидеть, никогда не давал преимущества своим сыновьям.
Еще одно замечательное качество великого князя Ростислава - он не искал власти, в отличии от старшего брата Изяслава Мстиславича. Хотя власть, можно сказать, преследовала его.
Знаменитый историк С. М. Соловьев так охарактеризовал княжение Ростислава:
«Этот Мстиславич представляет замечательное явление между древними князьями нашими. Далеко уступая старшему брату своему Изяславу в деятельности, отваге и распорядительности ратной, Ростислав отличался охранительным характером. Постоянно почтительный перед старшим братом, покорный его воле, он был почтителен и перед дядьями, с неудовольствием смотрел на борьбу с ними старшего брата, уговаривал его уступить им. Когда самому пришла очередь быть старшим в роде, то потребовал от младших такого же повиновения, какое сам оказывал своим старшим. Всех младших родичей ни в чем не обидел, всех старался примирить, всех наделить волостями, так что при конце его жизни повсюду водворилось спокойствие».
Ростислав стал первым удельным смоленским князем. Разделение Руси на уделы произошло ввиду огромного количества Рюриковичей, каждый из которых, конечно, должен был иметь свое княжество. Дед Ростислава Владимир Мономах стал инициатором Любечского съезда 1097 г., на котором князья провозгласили правило: "каждый да держит отчину свою". Это означало, что удельные княжества закреплялись в наследование от отца к сыну. Лествичное право (когда после смерти киевского князя великим князем становился старший в роду, а все остальные перемещались по княжествам в зависимости от значимости) оставалось только по отношению к Киеву княжеству. Таким образом, Ростислав наследовал удельное княжество своего отца Мстислава - Смоленск.
В нем он прославился как строитель, просветитель и благотворитель. Смоленский престол Ростислав занимал с 1127 по 1160 г. В отличие от многих князей того времени, он не противопоставлял себя вечу (городскому сходу, решавшему важнейшие дела), вечевые порядки в Смоленске были сильны.
При князе Ростиславе в Смоленске был заложен деревянный кремль, расширен и украшен Успенский Мономахов собор, обустроена соборная гора. Все постройки на ней князь отдал в управление первому Смоленскому епископу Мануилу. Сам же построил себе резиденцию, соединенную с храмом Петра и Павла на левой стороне Днепра близ речки Городянки в окружении густого соснового бора.
Именно князь Ростислав в 1136 г. основал Смоленскую епархию. Новые епархии образовывались на Руси на территориях крупнейших княжеств. Смоленское княжество времен Ростислава Мстиславича поражает воображение своими размерами! Помимо современной Смоленской области оно включало некоторые земли Московской, Тверской, Псковской, Брянской областей и Беларуси.
Князь Ростислав расширял и укреплял границы своего княжества. Во многом его географическое преимущество в XII в. определялось тем, что до Смоленска никогда не добегали главные враги Руси того времени - половцы. Отец Ростислава - Мстислав Великий - в свою бытность князем Киевским, присоединил к своему уделу - Смоленску - несколько племен радимичей, проживавших на территории Черниговского княжества. Чтобы удержать эти земли, Ростислав строит города-крепости Ростиславль (впоследствии Рославль) и Мстиславль. Западные пределы княжества охраняет Орша и Красный, на северо-западе одним из крупнейших городов княжества была Каспля. На Востоке от Смоленска впервые упоминаются в Ростиславово время города Ельня и Дорогобуж, контролирующие волок.
Будучи верным чадом Церкви, Ростислав понял, что самостоятельное поставление в 1147 г. русскими епископами митрополита Киевского в обход Константинопольского Патриархата есть дело греховное, несмотря на достойную кандидатуру Климента Смолятича. Смоленский епископ Мануил и Новгородский Нифонт (оба греки) не стали участвовать в этом деле, затеянном братом Ростислава - Изяславом Мстиславичем. Русской Цнеркви было еще далеко до автокефалии и при постоянных княжеских усобицах князья стремились бы поставить "своего" митрополита на Киевскую кафедру.
Князь Ростислав построил в Смоленске 5 каменных храмов: Спасский собор Борисоглебского монастыря и Борисоглебскую церковь, храмы Петра и Павла, пророка Илии, Космы и Дамиана. Так, при храме Петра и Павла также было устроено книгохранилище и школа. Как и в других удельных княжествах, в Смоленске велось летописание.
Необычайная набожность отличала благоверного князя. Он давно искал иноческой жизни, но по настоянию настоятеля Киево-Печерской лавры архимандрита Поликарпа и своего духовника, оставался в княжеском звании. Став Киевским князем в 1159 г., Ростислав каждое воскресенье Великого поста принимал у себя Печерскую братию с настоятелем и подолгу беседовал с ними о духовной жизни.
В летописи сказано, что Ростислав каждое воскресенье Великим постом приобщался Св. Тайн и так усердно молился и «смирял» себя, что видевшие это не могли удержаться от слез. Свой рассказ о князе Ростиславе летописец завершает так: «Прилежал о Церкви Святой и, когда оканчивал пение, чин святительский почитал и многую милостыню священникам, вдовицам и сиротам давал».
Зимой 1167 г., как повествует Ипатьевская летопись, князь выехал в Великий Новгород, чтобы примирить горожан со своим сыном Святославом. Сил завершить путешествие у него не было, поэтому Ростислав пригласил новгородцев в Великие Луки. После примирения великий князь направился в Смоленск, где совсем занемог. Сестра Рогнеда уговаривала его остаться там и упокоиться в Мономаховом соборе, но он хотел принять постриг в Киеве, в основанном отцом Феодоровском монастыре. Доехал же князь только до имения сестры (сейчас это Брянская область, село Рогнедино), где и скончался 14 (27) марта 1167 г. Погребен был по своему завещанию в Феодоровском монастыре Киева с отцом и братьями. К сожалению, монастырь был разграблен в 1240 г. во время нашествия Батыя, к XVII в. его руины пропали окончательно.
Дело Ростислава жило в его сыновьях. Роман и Давид (названы крестильными именами страстотерпцев Бориса и Глеба, которых Ростислав очень почитал) по очереди правили в Смоленске. Роман построил храм Иоанна Богослова со школой и книгохранилищем, там же была его резиденция. Этот князь поражал своей ученостью (знал даже латынь!) и, как повествует летопись на книги "истощил все свое имение".
Давид перенес из Вышгорода в Смоленск ветхие гробницы святых Бориса и Глеба, а в память об отце он построил у речки Смядыни красивейший храм Архангела Михаила, восхищавший современников своей красотой.