Найти тему
God save Art

Искусство про Будущее говорит на языке Прошлого

Выставка "Будущее" в галерее АЗ "Выставочные залы Москвы": футурология и релевантность живописи.

24 марта в галерее в Староконюшенном переулке открылась выставка, заявляющая своей темой Будущее. Среди участников Клоков Кирилл, Азиханов Иршат, Владимир Опара, Осипова Анна, Олейник Святослав, Федор Абрамов и другие. Кураторами выступили Петр Баранов, Стефания Сорокоумова.

Обращение к теме будущего становится все более распространенном сюжетом в современном арт-пространстве, и уже напоминает спекуляцию. Складывается впечатление, что единственный вопрос, волнующий художников: "Что будет потом?". Ранее такой фетишизации эта тема достигала разве что только в советском искусстве и идеалогии, неизменно стремящимся к светлому коммунистическому будущему.

Разница в том, что коммунистическое будущее было исключительно позитивным, а, по мнению современных художников, ничего хорошего нас не ждет. Сплошь мрак, противогазы, люди-мутанты и гипериндустриальные полуапокалиптические пейзажи.

-2

Почему именно сегодня мы пришли к тому, что настоящее (даже крайне насыщенное собитиями) художникам не интересно, а вот поразмышлять над тем, что дальше только хуже, хочется всем? Ответ на этот вопрос дать крайне сложно, но поразмышлять интересно. Складывается впечатление, что это какая-то извращенная версия эскапизма. Мы уходим от реальности в еще более мрачное умозрительное будущее.

В принципе, такой идейный сдвиг можно обосновать общим настроением времени, но эта формулировка весьма расплывчата и слишком универсальна. Как мне кажется, все связано с тем, что осмыслить и адекватно (при этом современно) отразить настоящую реальность гораздо сложнее, чем дать волю фантазии и создать очередной хоррор под лозунгом "дальше только хуже".

-3

Еще более забавный парадокс обнаруживается, когда анализируешь представленные на выставке произведения с точки зрения техники и манеры исполнения. Подавляющее большинство экспонатов - фигуративная живопись маслом на холсте. Конечно, есть и абстракция, и скульптура, и даже несколько примеров видео-арта, но их процентное соотношение не слишком вдохновляющее.

Стоит ли говорить, что в тесном пространстве галереи с узкими проходами и шкафами-витринами, плотно заставленными мелкой пластикой и статуэтками, все это выглядит более чем архаично, особенно, учитывая буквально шпалерную развеску.

Ответ на вопрос, можно ли абсолютно классическим языком живописи без каких-либо новаторств убедительно говорить о будущем, каждый зритель формулирует для себя сам. Лично для меня, это выглядит не убедительно и даже печально.

Вероятно сказывается всеобщее пессимистическое настроение!

-4