Бывает, что девушка глупа, как каблук, и пуста, как мыльный пузырь, но мужчины этого не замечают, ибо целиком поглощены созерцанием прекрасной внешности. А потом, спустя какое-то время, делают глубокомысленный вывод: главное не форма, а содержание!
Но ведь бывает и иначе - человек не так уж и привлекателен, однако он говорит так красиво, что ты готов пойти за ним на край света.
И, самое интересно, "красота" в данном случае тоже вовсе не обязательно подразумевает какого-то глубокомысленного и высокоинтеллектуального наполнения. Нет, вся фишка в том, что человек может говорить полный бред, нести откровенную ахинею, и это выглядит настолько классно, что никто не обращает внимание на отсутствие здравого смысла в его словах.
Классический пример - речь Остапа Бендера перед Васюкинскими шахматистами.
А ведь у этого феномена есть своё научное название - ЭФФЕКТ ДОКТОРА ФОКСА. Только не того, который в фильме "Место встречи изменить нельзя" играл отпетого негодяя. В данном случае речь идёт об одном никому не известном актёре, который в 1970 году заявился в медицинскую школу Калифорнийского университета под именем доктора Майрона Фокса и выступил с докладом. Всё это происходило в рамках психологического эксперимента, проведённого Д. Нафтулином, Дж. Уором и Ф. Донелли.
Сообщается, что хоть оратор и совершенно не разбирался в медицинской тематике, ему удалось, за счёт своей импрессивности и выразительности, приковать внимание и вызвать симпатии аудитории. В итоге слушатели дали ему положительную оценку - даже несмотря на бесполезность и вымышленность всего материала лекции.
В свою очередь грех не вспомнить диаметрально противоположные примеры, когда умнейшие вузовские преподаватели и лекторы, энциклопедически образованные и прекрасно знающие своё дело, умудрялись излагать материал настолько однотонным и унылым голосом, что студенты на их занятиях спали и относились к ним как к посредственным педагогам.
ЭФФЕКТ ДОКТОРА ФОКСА лишний раз подчёркивает главное: форма всё-таки играет огромное значение, и в ряде случаев даже при полном отсутствии содержания способна долгое время привлекать к себе внимание и создавать у окружающих те или иные иллюзии относительно потенциала того или иного человека.
Обобщив результаты эксперимента, психологи пришли к выводу, что существует некий универсальный рецепт, зная который, можно прослыть знатоком в чём-либо, даже плохо разбираясь в этом. Для этого нужно не забывать о следующих сопутствующих факторах:
- Наблюдательность. Если оратор следит за аудиторией, чувствует настроение в зале, то он может предсказать реакцию слушателей. Такое отношение помогает лектору корректировать ход своего выступления.
- Воображение. Спикер, который хочет заинтересовать своих слушателей, должен заранее подумать о разных исходах события. Умение ориентироваться в ситуации крайне важно для хорошего оратора.
- Эмоциональная вовлеченность. Мы «отзеркаливаем» эмоции окружающих нас людей. Чтобы аудитория испытывала положительные эмоции от предоставленной информации, сам оратор должен ощущать подобное чувство.
- Знание материала. Даже если доклад строится на доводах и выдвижении какой-либо теории, спикер должен точно понимать о чем он рассказывает.
(Напомню, что даже Остап Бендер всё-таки имел хоть какое-то представление о шахматах, хоть и играл в них до посещения Васюков всего один раз в жизни. Но ведь играл же!)
P.S. В 2018 году американский писатель и предприниматель Тони Роббинс выступил перед москвичами с зажигательной лекцией по саморазвитию и бизнесу. Накрученный жители столицы, зная, что Роббинс в 2007 году попал в топ «100 самых влиятельных знаменитостей» по версии Forbes, а значит, плохого не посоветует, платили бешенные деньги за билет (по некоторым данным в совокупности они потратили на это МИЛЛИАРД рублей). Но в итоге со сцены им начали внушать чрезвычайно банальные вещи, что быть богатым хорошо, а бедным плохо, что если ты хочешь новых результатов, нужны новые действия, что успех оставляет подсказки и так далее.
Возможно, это тот самый пример.