Найти в Дзене

Макар начал читать книжки, и это впервые не стоило мне нервов, как со старшими))

Очередная веха в нашем с ним анскулинге. Интересно, что с момента, как он научился читать, прошло довольно много времени, с полгода уже, наверное.
Эти полгода он сам себе что-то читал, но не книги, больше подписи к картинкам. Периодически читал дедушке басни — тот его просил. Мне было любопытно наблюдать, как мало у Макара было страсти к чтению))
Казалось бы — читают старшие, должен хотеть, подражать и тд. Но нет. Наоборот, читающие старшие читали ему. Макар же говорил «я так много не могу читать, я хочу, чтобы вы почитали». Да, в этом трудность для ребёнка, если не воспринимает книжки для малышей, по которым часто расчитываются: ему интересны богатые и сложные тексты, а читать их непросто.
Не было той страсти, с которой продиралась Агата сквозь многословные тексты. Не было сениного жаркого интереса к истории, где термины уже знакомы. У Макара вообще нет каких-то особых предпочтений к книгам.
Но я оставила его, как и старших, как только он научился складывать слова из букв. Никогда

Раскрытие Гениальности в Семейном образовании:
https://www.instagram.com/aleksandra_4e_co/
---------------------------------------------------------

Очередная веха в нашем с ним анскулинге. Интересно, что с момента, как он научился читать, прошло довольно много времени, с полгода уже, наверное.

Эти полгода он сам себе что-то читал, но не книги, больше подписи к картинкам. Периодически читал дедушке басни — тот его просил. Мне было любопытно наблюдать, как мало у Макара было страсти к чтению))

Казалось бы — читают старшие, должен хотеть, подражать и тд. Но нет. Наоборот, читающие старшие читали ему. Макар же говорил «я так много не могу читать, я хочу, чтобы вы почитали». Да, в этом трудность для ребёнка, если не воспринимает книжки для малышей, по которым часто расчитываются: ему интересны богатые и сложные тексты, а читать их непросто.

Не было той страсти, с которой продиралась Агата сквозь многословные тексты. Не было сениного жаркого интереса к истории, где термины уже знакомы. У Макара вообще нет каких-то особых предпочтений к книгам.

Но я оставила его, как и старших, как только он научился складывать слова из букв. Никогда не заставляла читать, не мотивировала, не уговаривала никого из детей.

Сеня и Агата зачитали практически сразу большие тексты. Правда, им было уже за 7 лет, когда научились читать. Макару шесть. И техника его не поспевала за головой))

Макар зашёл к чтению со стороны письма и уже строчит короткие рассказы. Писать он начал раньше, чем читать. Пишет быстро и уверенно (мне кажется, быстрее, чем Сеня, которому 12 и который не любит писать).

Моя методика обучения чтению: учить только по запросу; подбирать интересные тексты; писать друг другу записки или короткие истории; веселиться как только можно в процессе; играть в слова; составлять слова из магнитных букв друг другу, хулиганить, переставлять буквы и читать их потом; заниматься не больше 10-15 минут в день.

Из того, что делать не рекомедую: не сравнивать с другими, не намекать, что пора бы уже давно читать, не заставлять читать; не манипулировать и не хитрить, чтобы читал; не создавать из чтения зону напряжения постоянно (незаметно) вовлекая в чтение, если ребёнок не хочет.

Как только научился читать, хотя бы медленно и по слогам, я стараюсь больше не вмешиваться в процесс и никак не контролирую дальнейшее чтение. Там должна случиться любовь)) Или не должна.

Что выйдет у Макара — пока не знаю. Но как сделать, чтобы не любил читать, могу список из ста пунктов накидать)

Как вообще Макар захотел научиться читать?

Метода вроде как нет, но он вто же время точно есть.

Макару шесть лет, и он очень много играет. У него есть для этого сестра и иногда брат. У него очень много свободного времени, в которое он думает, фантазирует, решает задачи. Потом он приходит и задаёт мне вопросы, мы разговариваем. Макар много движется, ездит на велике, бегает, скачет, качели и проч. Наверняка, это всё страшно развивает)) И ещё мы ходим в лес регулярно. Раз в неделю с сентября выбираемся в город, Макар ходит на музыку. Рядом с Макаром есть брат и сестра, которые любят читать и периодически чем- то занимаются. Ещё Агата много рисует, и Макар тоже.

Все эти условия я считаю отличной средой для того, чтобы у ребёнка была мотивация к обучению.

У Макара не было мотивации «хочу читать, чтобы узнать, что там в книгах» — ему и так все прочитают. Ему просто однажды стало любопытно, что это за закорючки. И как пишется его имяъ и дальше как-то неспеша, длиной в год или больше начало потихоньку вырисовываться чтение. То напишет что-то, то букву спросит. Всё само.

Раньше я не знала, что чтение возможно без знания букв заранее, но со старшими было так, и потому я уже не парилась, что Макар не знает буквы. Это не мешало ему читать и писать)

С Макаром мне проще было отпустить, ежели со старшими, потому что им уже было за семь лет. И у Сени до 7,5 не было желания учиться читать вообще.

Ну, имне долго казалось, что без меня (то есть без взрослого во главе процесса) вообще ничего не произойдёт, ведь надо учить, ведь надо правильно. Такая мания величия А сейчас смотрю: Макар решает вдруг задачи по математике за второй класс, хотя учи.ру забросил еще прошлой осенью. И спокойно решает. Без меня, без учителя. (Меня терзают смутные сомения: сначала чтение, потом задачи по математике... А точно нужен учитель?)

Я учу ребёнка думать, остальное он сам.

Пост получился какой-то бестолковый, но мне важно зафиксировать эти моменты, чтобы потом заглянуть и вспомнить, как оно было.

Автор статьи: Александра Чернявская.

Всё об особенном подходе в семейном образовании: страхи, мотивация, сдача аттестаций, среда самообучения в моём Инстаграмм.

Подписывайтесь: https://www.instagram.com/aleksandra_4e_co/

#семья #семейное образование #обучение детей #обучение онлайн #семейные отношения