«Врачевание застарелых недугов совершается не так скоро и не так удобно, как то представляет себе неведение»
Святитель Игнатий Брянчанинов
Живет человек, учится, ходит на работу, женится или разводится, воспитывает детей, или не воспитывает, в общем живет жизнь как и все. Иногда слышит о Боге, о вечных муках в аду или о вечном блаженстве в раю, и думает: «Пенсия придет, тогда начну в церковь ходить. В старости покаюсь!» Как это ни грустно, но до старости доживут не все. В любой момент человеческую жизнь может прервать все что угодно. Как сказал поэт, словно предрекая свою безвременную кончину: «Завтра где-то в одной из больниц дрогнет рука молодого хирурга… Война, эпидемия, снежный буран, космоса черные дыры…». Полагаться на «когда-нибудь попозже» бессмысленно, ведь мы не знаем, что произойдет с нами завтра.
Рассуждая подобным образом, человек встраивает себя в некую фантастическую реальность, где он сам себе хозяин, может планировать линию своей жизни и даже ее предел. При этом смерть становится неким подобием горизонта, который удаляется по мере приближения к нему, поэтому старость будто бы не наступает. А поскольку в современном обществе здоровье и молодость возведены в культ, то человек как бы и не достигает старости, по крайней мере, психологической. Установка «покаюсь в старости» остается нереализованной еще и по причине того, что старости в этом случае просто не существует и люди умирают, будучи вечными «девочками» и «мальчиками».
В теории покаяться перед смертью, наверное, возможно. Но надеяться на это ни в коем случае нельзя. И дело даже не в том, что можно не успеть или Богу не будет угодно подобное покаяние. Сама постановка вопроса подразумевает серьезную проблему – незаметно для себя мы все привыкли к обману. Речь, конечно, не о мошенничестве, не о вымогательстве, не о ложных показаниях в суде. Наш обман пустяшный, маленький, без мерзости, просто обычное желание упростить свою жизнь. Например, сказать начальнику, что болен, когда на самом деле проспал и не пошел на работу. Или не открыть дверь незваному гостю, сделав вид, что никого нет дома. Такой мелкий обман никому не принесет вреда, но почему-то каждый раз после него остается неприятный осадок в душе. А все потому что даже безобидная ложь отделяет нас от того, кому мы солгали. А со временем это может перерасти в ненависть в адрес того, кому мы лжем. Если обман столь разрушительно действует в отношениях между людьми, то что же происходит с тем, кто пытается обманывать Бога?
Ровно то же самое: ложью человек выстраивает стену между Богом и собой. Бог также продолжает любить свое творение, но человек уже не может с чистой совестью отвечать на эту любовь, постоянно чувствует свою вину и пытается скрыться от Него. Кстати, впервые человек ощутил вину за собственную ложь сразу после грехопадения: «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть» (Быт. 3:9-11). Святитель Амвросий Медиоланский рассматривает под фразой «Где ты?» не вопрос, а упрек. Бог не спрашивает о месте нахождения Адама, Он говорит о положении, в которое он попал. «От каких благ, от какого блаженства и в какое ничтожество ты пал! – вот что говорит Господь. Ты отверг жизнь вечную. Где твоя чистая совесть? Страх твой выдает твою вину, старание укрыться – твою преступность», – говорит святитель. Тут-то и кроется червоточина идеи «запрыгнуть в уходящий вагон». Покаяние, отложенное на потом, не что иное, как попытка обмануть Господа, наивная надежда прожить всю жизнь в грехе, а перед самой кончиной вдруг сказать Богу: «Все-все, каюсь! Что было, не считается!». Но вот незадача: так человек обманывает только самого себя, но не Бога.
Кто-то может поспорить с этим, напомнив строки из Евангелие о распятии Христа, где упоминаются два казненных вместе с Ним разбойника. Один из злодеев злословил Господа, говоря Ему: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк. 23:39). Другой пытался унять его, уверяя, что они справедливо осуждены, в то время как Спаситель ни в чем не виноват. «И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:42-43), – этого разбойника Церковь называет благоразумным. Пример его спасения очень убедительный, ведь человек покаялся, будучи одной ногой за порогом смерти. И Спаситель принял это покаяние и ввел его в рай. Но если это действительно «рабочий вариант» пути в жизнь вечную, то почему второй злодей не воспользовался этим способом? Все очень просто – ничто в нем не пробудило ни разума, ни совести. Он так и умер в своей ожесточенности, не раскаявшись, не открыв сердце милости Божией. Значит отнюдь не каждый человек в момент кончины, может оказаться способным к покаянию. Приближающаяся смерть лишь выявит то содержание души, которое он формировал своими мыслями, поступками и словами на протяжении всей жизни.
Присмотревшись к благоразумному разбойнику, становится понятно, что человек спасается не своими добрыми делами, а милосердием Господним. Но воспринять всеобъемлющую любовь Божью способен только тот, кто увидит свои грехи, ужаснется и признает, что по своим делам достоин ада. Такое самоукорение открыло духовный взгляд раскаявшемуся на кресте злодею, после чего он смог увидеть в умирающем рядом человеке – Творца мира, дерзнув обратиться к Нему с просьбой о прощении.
Состояние «покаюсь, но не сейчас» блаженный Августин называет – жалким. Человек осознает, что живет греховно, но при этом не может и не хочет прекратить это занятие. И Бога он, по сути, просит оставить его в покое, надеясь, что потом когда-нибудь все само собой образуется. Вот только грех – не чернильная помарка, так просто не избавишься. Надежда на покаяние в последний момент – лукавство, которое ведет к погибели. Но не потому, что Бог не простит, а потому что сам человек не в силах моментально разлюбить грех, ставший главной ценностью и содержанием его жизни. Для христианина это вечный тупик, а не выбранный путь. Путь может быть только один – вслед за Христом, в Царствие Божие.
Автор: Виктория Колтыга
Больше наших статей смотрите тут.
Так же у нас ЛУЧШАЯ Библия онлайн с толкованиями Святых отцов на каждый стих , заходите.
И видео лекции на каждую главу Библии современными богословами и учеными, смотрите.
Изучать Библию с Экзегет интересно! Крупнейшая Библейская ВИКТОРИНА.