Предлагаю вашему вниманию небольшую разработку урока, на котором мы расширяем представление пятиклассников о спряжении глагола, учим определять спряжение у глаголов с ударными и безударными личными окончаниями.
Это урок поэтапного изучения нового материала. Я постаралась выстроить его так, чтобы дети приходили к открытию новых знаний сами в процессе наблюдения над лингвистическим материалом и выполнения практических заданий.
Цель урока: научить детей правильно определять спряжение глаголов.
(О правописании личных окончаний речь пойдет на следующем уроке).
Актуализация знаний
- На слайде даны ключевые слова:
Глагол
Спряжение
Лицо
Личные окончания глаголов
- Рядом с ключевыми словами темы даны определения этих терминов:
Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?
Спряжение – это постоянный признак глагола, обозначающий изменение глагола по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени. У глаголов есть 2 спряжения.
Лицо – это непостоянный признак глагола, который показывает, кто или что совершает действие.
1-е лицо глагола соотносится с личными местоимениями я, мы;
2-е лицо – с местоимениями ты, вы;
3-е лицо – с местоимениями он (она, оно), они.
Личные окончания – это окончания, которые имеют глаголы настоящего и будущего времени в разных лицах и числах.
- Учитель вместе с учениками обсуждает эти понятия, более подробно отсанавливается на таблице с личными окончаниями глаголов.
Анализ лингвистического материала
-Прочитайте глаголы, данные в таблице. Определите их время. (Настоящее и будущее). Обратите внимание на окончания. Почему в первом столбце гласные в окончаниях глаголов указаны, а во втором нет? (В первом столбце гласные в окончаниях слышны отчетливо, потому что находятся под ударением. Во втором - гласные безударные, поэтому возникает трудность).
Постановка задач урока
Тема нашего урока: Спряжение глагола.
Сегодня вы узнаете:
- как определять спряжение глаголов;
- какую опасность таит приставка вы-.
Сегодня вы научитесь:
- определять спряжение глаголов;
- применять на практике алгоритм рассуждения для определения спряжения глаголов.
Поэтапное открытие новых знаний
- Вернемся к таблице с глаголами. Скажите, пожалуйста, можем ли мы определить спряжение глаголов в первом столбце по личным окончаниям? (Да). Нужно ли для этого ставить глагол в инфинитив? (Нет, окончание ударное, гласная четко слышна).
Правило 1. Если у глагола в настоящем или будущем времени окончание ударное, то спряжение определяем по этому окончанию.
- Давайте потренируемся. Выполним первое задание.
Задание 1
Выпишите глаголы с ударными окончаниями. Определите их спряжение.
Только на повороте увидел я, как мчится паровоз, а впереди, около рельсов, стоят жёлтые столбики. Вот-вот налетит паровоз на столбик. И вдруг столбик кат…тся в степь. Это суслики. Они свою храбрость показыва…т. Огромное железное чудовище несётся на суслика, а он стоит, лапки прижал к груди и не шевел…тся.
- Учитель сам определяет, как ученики выполняют все задания на уроке: самостоятельно (индивидуально, в парах или в группах) или вместе.
- Проверка производится по слайду.
- Казалось бы, глаголы с ударными окончаниями "безопасны". Однако о них надо кое-что помнить.
Правило 2. От таких глаголов могут образовываться новые глаголы при помощи приставок. Они будут относиться к тому же спряжению, что и бесприставочные.
спит – поспит - II
пьёт – напьётся - I
Приставка ВЫ- часто перетягивает ударение на себя, делая окончание безударным. Надо убрать приставку и посмотреть, куда падает ударение. Если на окончание, то спряжение определяем по этому ударному окончанию.
выведет - ведёт - I
выспится - спит - II
выжжет - жжёт - I
выстоит - стоит - II
- Вернемся к нашей таблице с глаголами. Мы поговорили о глаголах с ударными окончаниями (из первого столбца). А теперь обсудим глаголы из второго столбца. Можно ли сразу определить у них спряжение по окончаниям? (Нет, гласные в окончаниях безударные).
- Что нужно сделать, чтобы определить у них спряжение? (Поставить в неопределенную форму).
Правило 3. Если в глаголе окончание безударное, то необходимо поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть, на что он оканчивается. Если на -ить, то это II спряжение. Если не на -ить, то I спряжение.
Помним про глаголы-исключения.
I спряжение:
БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.
II спряжение:
ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ,
СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,
А ещё ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, и ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ.
- Давайте потренируемся. Выполним задание.
Задание 2
Выпишите глаголы с безударными окончаниями. Поставьте их в инфинитив. Определите спряжение. Вставьте пропущенные буквы.
Только на повороте увидел я, как мчится паровоз, а впереди, около рельсов, стоят жёлтые столбики. Вот-вот налетит паровоз на столбик. И вдруг столбик кат…тся в степь. Это суслики. Они свою храбрость показыва…т. Огромное железное чудовище несётся на суслика, а он стоит, лапки прижал к груди и не шевел…тся.
- Проверка по слайду.
Обобщение
- Снова вернемся к нашей таблице с глаголами. Теперь в ней заполнены оба столбца. Обобщите все, о чем мы говорили в течение урока. Расскажите о том, как определять спряжение глаголов с опорой на эту таблицу. (Если в настоящем/будущем времени у глаголов окончания ударные, то спряжение определяем по этим окончаниям. Если окончания безударные, то ставим глагол в инфинитив. Если глагол в инфинитиве оканчивается на -ИТЬ, то это 2 спряжение. Если не на -ИТЬ, то 1 спряжение. Не забываем по глаголы-исключения).
- Итак, если вам надо определить спряжение глагола, то не спешите сразу ставить его в неопределенную форму. Воспользуйтесь этим алгоритмом.
- Попробуем применить этот алгоритм на практике. Выполним задание.
Задание 3
Пользуясь алгоритмом, определите спряжения глаголов. Вставьте пропущенные буквы.
Сидеть – сидит – __ спр.
Вылить – выль…т – льёт – __ спр.
Видеть – вид…т – видеть – __ спр.
Решать – реша…т – решать – __ спр.
Верить – вер…т – верить – __ спр.
- Проверка по слайду.
Итог урока
Заполните "Карту урока"
Презентацию к уроку вы можете скачать здесь.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".