Найти в Дзене

Разработка урока для 5 класса по теме "Спряжение глаголов"

Предлагаю вашему вниманию небольшую разработку урока, на котором мы расширяем представление пятиклассников о спряжении глагола, учим определять спряжение у глаголов с ударными и безударными личными окончаниями. Это урок поэтапного изучения нового материала. Я постаралась выстроить его так, чтобы дети приходили к открытию новых знаний сами в процессе наблюдения над лингвистическим материалом и выполнения практических заданий. Цель урока: научить детей правильно определять спряжение глаголов. (О правописании личных окончаний речь пойдет на следующем уроке). Актуализация знаний - На слайде даны ключевые слова: Глагол Спряжение Лицо Личные окончания глаголов - Рядом с ключевыми словами темы даны определения этих терминов: Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать? Спряжение – это постоянный признак глагола, обозначающий изменение глагола по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени. У глаголов есть
Оглавление

Предлагаю вашему вниманию небольшую разработку урока, на котором мы расширяем представление пятиклассников о спряжении глагола, учим определять спряжение у глаголов с ударными и безударными личными окончаниями.

Это урок поэтапного изучения нового материала. Я постаралась выстроить его так, чтобы дети приходили к открытию новых знаний сами в процессе наблюдения над лингвистическим материалом и выполнения практических заданий.

Цель урока: научить детей правильно определять спряжение глаголов.

(О правописании личных окончаний речь пойдет на следующем уроке).

Актуализация знаний

- На слайде даны ключевые слова:

Глагол

Спряжение

Лицо

Личные окончания глаголов

- Рядом с ключевыми словами темы даны определения этих терминов:

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?

Спряжение – это постоянный признак глагола, обозначающий изменение глагола по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени. У глаголов есть 2 спряжения.

Лицо – это непостоянный признак глагола, который показывает, кто или что совершает действие.

1-е лицо глагола соотносится с личными местоимениями я, мы;

2-е лицо – с местоимениями ты, вы;

3-е лицо – с местоимениями он (она, оно), они.

Личные окончания – это окончания, которые имеют глаголы настоящего и будущего времени в разных лицах и числах.

- Учитель вместе с учениками обсуждает эти понятия, более подробно отсанавливается на таблице с личными окончаниями глаголов.

Анализ лингвистического материала

-Прочитайте глаголы, данные в таблице. Определите их время. (Настоящее и будущее). Обратите внимание на окончания. Почему в первом столбце гласные в окончаниях глаголов указаны, а во втором нет? (В первом столбце гласные в окончаниях слышны отчетливо, потому что находятся под ударением. Во втором - гласные безударные, поэтому возникает трудность).

-3

Постановка задач урока

Тема нашего урока: Спряжение глагола.

Сегодня вы узнаете:

  • как определять спряжение глаголов;
  • какую опасность таит приставка вы-.

Сегодня вы научитесь:

  • определять спряжение глаголов;
  • применять на практике алгоритм рассуждения для определения спряжения глаголов.
-4

Поэтапное открытие новых знаний

- Вернемся к таблице с глаголами. Скажите, пожалуйста, можем ли мы определить спряжение глаголов в первом столбце по личным окончаниям? (Да). Нужно ли для этого ставить глагол в инфинитив? (Нет, окончание ударное, гласная четко слышна).

Правило 1. Если у глагола в настоящем или будущем времени окончание ударное, то спряжение определяем по этому окончанию.

-5

- Давайте потренируемся. Выполним первое задание.

Задание 1

Выпишите глаголы с ударными окончаниями. Определите их спряжение.

Только на повороте увидел я, как мчится паровоз, а впереди, около рельсов, стоят жёлтые столбики. Вот-вот налетит паровоз на столбик. И вдруг столбик кат…тся в степь. Это суслики. Они свою храбрость показыва…т. Огромное железное чудовище несётся на суслика, а он стоит, лапки прижал к груди и не шевел…тся.

- Учитель сам определяет, как ученики выполняют все задания на уроке: самостоятельно (индивидуально, в парах или в группах) или вместе.

- Проверка производится по слайду.

- Казалось бы, глаголы с ударными окончаниями "безопасны". Однако о них надо кое-что помнить.

Правило 2. От таких глаголов могут образовываться новые глаголы при помощи приставок. Они будут относиться к тому же спряжению, что и бесприставочные.

спит – поспит - II

пьёт – напьётся - I

Приставка ВЫ- часто перетягивает ударение на себя, делая окончание безударным. Надо убрать приставку и посмотреть, куда падает ударение. Если на окончание, то спряжение определяем по этому ударному окончанию.

выведет - ведёт - I

выспится - спит - II

выжжет - жжёт - I

выстоит - стоит - II

-7

- Вернемся к нашей таблице с глаголами. Мы поговорили о глаголах с ударными окончаниями (из первого столбца). А теперь обсудим глаголы из второго столбца. Можно ли сразу определить у них спряжение по окончаниям? (Нет, гласные в окончаниях безударные).

- Что нужно сделать, чтобы определить у них спряжение? (Поставить в неопределенную форму).

Правило 3. Если в глаголе окончание безударное, то необходимо поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть, на что он оканчивается. Если на -ить, то это II спряжение. Если не на -ить, то I спряжение.

Помним про глаголы-исключения.

I спряжение:

БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

II спряжение:

ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ,

СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,

А ещё ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, и ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ.

-8

- Давайте потренируемся. Выполним задание.

Задание 2

Выпишите глаголы с безударными окончаниями. Поставьте их в инфинитив. Определите спряжение. Вставьте пропущенные буквы.

Только на повороте увидел я, как мчится паровоз, а впереди, около рельсов, стоят жёлтые столбики. Вот-вот налетит паровоз на столбик. И вдруг столбик кат…тся в степь. Это суслики. Они свою храбрость показыва…т. Огромное железное чудовище несётся на суслика, а он стоит, лапки прижал к груди и не шевел…тся.

- Проверка по слайду.

Обобщение

- Снова вернемся к нашей таблице с глаголами. Теперь в ней заполнены оба столбца. Обобщите все, о чем мы говорили в течение урока. Расскажите о том, как определять спряжение глаголов с опорой на эту таблицу. (Если в настоящем/будущем времени у глаголов окончания ударные, то спряжение определяем по этим окончаниям. Если окончания безударные, то ставим глагол в инфинитив. Если глагол в инфинитиве оканчивается на -ИТЬ, то это 2 спряжение. Если не на -ИТЬ, то 1 спряжение. Не забываем по глаголы-исключения).

-10

- Итак, если вам надо определить спряжение глагола, то не спешите сразу ставить его в неопределенную форму. Воспользуйтесь этим алгоритмом.

-11

- Попробуем применить этот алгоритм на практике. Выполним задание.

Задание 3

Пользуясь алгоритмом, определите спряжения глаголов. Вставьте пропущенные буквы.

Сидеть – сидит – __ спр.

Вылить – выль…т – льёт – __ спр.

Видеть – вид…т – видеть – __ спр.

Решать – реша…т – решать – __ спр.

Верить – вер…т – верить – __ спр.

- Проверка по слайду.

Итог урока

Заполните "Карту урока"

-13

Презентацию к уроку вы можете скачать здесь.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".