Бес- один из известнейших представителей нематериального мира в древнерусской традиции. Зловредный дух, или же просто демон, который начал активно упоминаться в различных текстах с распространением православия на Руси. Как следствие, представления о нем тесно связаны с христианством и, развиваясь, смешивались с образами ада и его обитателей. Кроме того, является весьма популярным объектом фольклора.
Однако, бес- не порождение христианской мифологии. Так, согласно 5 тому словаря Брокгауза и Ефрона, термин "Бес" был применим еще у язычников и являлся для них неким темным духом. С ними связывали пришествие зимы и считалось, что в эту пору вся земля находится под их властью. Весьма вероятно, в то время они еще не являлись олицетворением зла в христианском понимании, т.е. нравственным злом, и были, по сути, частью всего остального обширного духовного, языческого мира, владея силами темноты, мороза и холода.
Конечно, это положение вещей поменялось с пришествием православия. Проповедники и миссионеры умело пользовались существующими понятиями, в свою пользу трактуя различные духовные явления. Не стал исключением и бес, из злого духа ставший порождением ада, сторонником дьявола. И прежде всего, к бесам отнесли традиционные объекты поклонения язычников- богов и различных идолов. За века, термин так прочно занял место в когорте адских сил, и настолько прочно связался в людском сознании с демоном, что в русском синодальном переводе Библии этим словом обозначали греческое “даймон”, в то время как на Западе это слово переводили традиционным термином дьявол.
Таким образом можно подытожить, что бес- это некая зловредная сущность, враждебная человеку. Обобщающий термин для многих нечистых духов. С этим согласны и язычники, и христиане. Но что думают на этот счет сторонники оккультных практик?
Важно учитывать конкретную традицию. Мы не будем говорить о западных оккультных доктринах и рассмотрим Беса сквозь призму мировоззрения колдунов в России. Здесь серьезный отпечаток накладывает церковное влияние, так как чернокнижие обладает ярко выраженной опорой на христианскую мифологию, но применяется эта мифология с богоборческими целями и, конечно, трактуется иначе, чем у духовников. Так вот, многие колдуны называют Бесами три категории духов, как это принято в православии: стихиали (сущности стихий, таких как всем известные огонь, вода, земля и воздух); лярвы (о лярвах разговор будет отдельный, если коротко - это сущности паразитического толка, побуждающие человека на "пагубные" излишества); эгрегориальные Бесы (это Бесы в наиболее известном многим представлении, такие как сам Владыка мира сего Сатана и его сподручные, например церковные Бес Абара). Конечно же, к первой категории духов можно относиться просто как к саламандрам, ундинам, гномам и эльфам. А вторую принимать за не осознающих себя паразитов. Но, в таком случае, следует подобрать иную магическую традицию для практики.