Одна из великих загадок истории и музыки – моцартовский Реквием, ставший последним произведением композитора. Я не буду касаться вопроса законченности произведения, того, как оно должно звучать. Об этом много написано теми, кто куда лучше меня разбирается в музыке (например, на Дзене были помещены интереснейшие статьи Культшпаргалки). Я говорю о том, что можно найти у Пушкина.
Скорее всего, Александр Сергеевич многого попросту не знал, ведь его Моцарт говорит: «Совсем готов уж Requiem», - хотя до сих пор идут споры, что́ именно успел завершить сам композитор.
Фрагмент Реквиема звучит в трагедии (какой именно и в каком объёме, всегда остаётся на усмотрение постановщика), Сальери не может сдержать слёзы… А мы помним, что Моцарт уже выпил отравленный бокал.
И именно отсюда, от пушкинской трагедии, идёт знаменитая тема «Чёрного человека».
Мне день и ночь покоя не даёт
Мой чёрный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третей
Сидит.
История с заказом Реквиема действительно казалась таинственной. В июле 1791 года к Моцарту пришёл неизвестный в чёрном (впрочем, доводилось мне читать и то, что чёрной его одежду сделала легенда – как бархатную маску легендарной железной,- а на самом деле одет он был в серое) и, щедро заплатив, передал от неизвестного заказ на заупокойную мессу — «Реквием».
Таинственность заказа, а также преждевременная смерть композитора во время работы над ним и породила многочисленные толки.
Кажется, сейчас уже точно установлено и имя заказчика, и имя посредника. Граф фон Вальзегг заказал Реквием в память о своей недавно умершей жене Анне (некоторые справочники поясняют: юной женщине было всего двадцать, скорбящий 28-летний вдовец больше так и не женился), а приходил к Моцарту управляющий графа Лойтгеб. Таинственность объясняется очень просто: граф желал выдать сочинение за собственное (скорее всего, полагая, что об авторстве Моцарта не догадаются, так как тот не писал подобных произведений). О заказчике рассказывали: «Герр Франц, граф фон Вальзегг... был страстным любителем музыки и театра; следовательно, каждую неделю, по вторникам и четвергам... играли квартеты... Чтобы у нас не было недостатка в новых квартетах, ввиду столь частых постановок их, господин граф не только добыл все публично объявленные, но и был на связи со многими композиторами, но никогда не раскрывая личности... они доставили ему произведения, исключительную собственность на которые он сохранил за собой и за которые он хорошо заплатил». Известно, что при первом исполнении «Реквиема» 14 декабря 1793 года на партитуре было указано: «Реквием сочинения графа фон Вальзегга» (что опровергает ещё одну легенду: якобы заказчик за готовой работой не явился). Тайну графу сохранить не удалось, так как Констанца, вдова Моцарта, приложила усилия не только к тому, чтоб Реквием был завершён учеником композитора, но и к его изданию и исполнению под именем мужа…
Так что, похоже, тайны Чёрного человека не существует. Однако необычность истории волнует умы до сих пор. И появляются новые версии.
В оскароносном фильме «Амадей» усомнившийся в Божьей справедливости Сальери (уже напоминали комментаторы о сцене, где он сжигает распятие), решив восстановить её («Наконец перст Божий коснётся Сальери»), задумывает дьявольский план: «Сначала заполучить Реквием, а затем добиться его смерти», - так, чтобы после смерти соперника прозвучал «Реквием по Вольфгангу Моцарту, сочинённый его верным другом Антонио Сальери».
Это он, по мысли авторов фильма, является к Моцарту, причём, для усиления эффекта, одетый в костюм, который когда-то был на отце Моцарта, представляясь как бы духом умершего отца, что, конечно, должно сломить рассудок Амадея…
Это он заставляет обессилевшего, упавшего в обморок на премьере «Волшебной флейты» Моцарта дописывать Реквием, всячески помогая ему…
Судя по тому, что нам известно, всё это не имеет ничего общего с действительностью.
Человек, одетый в чёрном,
Учтиво поклонившись, заказал
Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас
И стал писать — и с той поры за мною
Не приходил мой чёрный человек…
Это у Пушкина. А на самом деле?
Вскоре после начала работы над Реквиемом Моцарт получает заказ на оперу для коронации императора Леопольда II королём Богемии. «Милосердие Тита» было написано за 18 дней и впервые исполнено в Пражском Сословном театре 6 сентября 1791 года, затем было ещё несколько спектаклей, последний из которых - 30 сентября. А Моцарт в этот день в Вене уже дирижировал премьерой «Волшебной флейты».
И только после этого он начал усиленную работу над Реквиемом. Интересно, что в письмах Моцарт практически не упоминает о своём труде (может быть, вследствие секретности заказа?)
Сохранилось немало писем Моцарта этого периода. И лишь в одном из них рассказано о его тяжёлом состоянии: «В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает и требует работы от меня. Я продолжаю писать, ибо сочинение музыки утомляет меня меньше, нежели бездействие. Больше мне нечего бояться. Чувствую — моё состояние подсказывает мне это, — мой час пробил. Я должен умереть. Я чувствую это с такой уверенностью, что мне не требуется доказательств. Я перестаю радоваться своему таланту. А как прекрасна была жизнь! Её начало сулило великолепные перспективы. Но никому не дано изменить предначертанного судьбой. Надо послушно склониться перед волей Провидения. Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить её незавершённой. Вена, 7 сентября 1791 года» (адресат письма неизвестен). Исследователи сомневаются в подлинности этого послания. Я, признаться тоже. Посмотрите на дату: накануне состоялась премьера «Тита», Моцарт должен быть отнюдь не в Вене; впереди – премьера «Флейты»…
Пушкинский Сальери совершает преступление, томясь от зависти:
… я избран, чтоб его
Остановить — не то мы все погибли,
Мы все, жрецы, служители музыки,
Не я один с моей глухою славой....
Поразительны его слова после слушания фрагмента:
Эти слёзы
Впервые лью: и больно и приятно,
Как будто тяжкий совершил я долг,
Как будто нож целебный мне отсек
Страдавший член!
Видимо, «долг» он и понимает как необходимость спасать посредственных композиторов, гибнущих в лучах гения… Впрочем, сомнения в собственной гениальности (которую Моцарт так легко признаёт: «Он же гений, как ты да я») появятся у него лишь после совершения преступления. Желания присвоить себе чужое произведение у него, разумеется, нет. В.Э.Вацуро полагал, что Сальери запланировал не только убийство Моцарта, но и самоубийство. Его слова «Постой, постой!..… Ты выпил!….. без меня?» - объясняются тем, что «”чаша дружбы” — это круговая чаша. Она передаётся из рук в руки. Моцарт должен был отпить из неё и передать её Сальери». Не знаю. Не уверена вовсе.
Кто-то из комментаторов написал мне: «Использование Пушкиным этого сюжета заслуживает, как это не неприятно, слова "подлость"» (конечно же, должно быть «НИ неприятно»). Хочу ещё раз напомнить, что версия это, видимо, в те времена особенно не подвергалась сомнениям, хотя замечание Пушкина, о котором я уже писала («Завистник, который мог освистать “Дон Жуана”, мог отравить его творца»), и ссылки на немецкие газеты как раз и говорят о стремлении поэта «очиститься» от обвинений в клевете. Во всяком случае, я бы о подлости не говорила…
Иногда биографы указывают, что слухи об отравлении композитора («Я слишком хорошо чувствую, что долго не протяну; конечно, мне дали яд — не могу отделаться от этой мысли»), о его плохом самочувствии осенью распространялись его вдовой, видимо, ещё и для того, чтобы вызвать бо́льший интерес к сочинениям покойного мужа. От неё же идёт и рассказ: во время одной из прогулок Моцарт со слезами на глазах сказал, что пишет Реквием для себя.
Оставим на совести Констанцы Моцарт эти утверждения. Причину смерти Амадея я анализировать не буду, не считая себя достаточно компетентной. Точно известно, что последнее выступление Моцарта датировано 18 ноября, а 20 ноября он слёг (за две недели до смерти).
*************
Скажу ещё лишь несколько слов. В фильме «Маленькие трагедии» есть сильнейшая сцена, когда проводивший отравленного им Моцарта Сальери не может извлечь ни одной ноты из фортепиано. Это, конечно, метафора: Сальери, убив Моцарта, убил свой дар; жизнь Моцарта трагически завершилась, трагедия Сальери продолжается. В реальности Сальери не прекращал писать (тот же «Фальстаф» был им создан уже после смерти Моцарта), редактировать свои более ранние произведения.
Не могу не привести ещё одно «кстати»: в экранизации Моцарта сыграл В.С.Золотухин (признаться, его Моцарт убедил меня куда больше, чем герой «Амадея»), а Сальери (великолепно!) - И.М.Смоктуновский. Но ведь Иннокентия Михайловича можно назвать скорее «специалистом по Моцарту»: он сыграл великого композитора и в фильме-спектакле с Н.К.Симоновым, и в фильме-опере, где вокальную партию исполняет С.Я.Лемешев, а также дублировал в роли Моцарта О.Вернера в австрийском фильме 1955 года «Дай руку, жизнь моя».
************
И, наверное, последнее.
С «лёгкой руки» Пушкина образ «Чёрного человека» как мрачной, убивающей силы прочно вошёл в наше представление, а в ХХ веке получил своё воплощение у таких разных поэтов, как С.А.Есенин и В.С.Высоцкий. Но это – «уже совсем другая история».
Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал.
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь
Навигатор по всему каналу здесь