Правовому регулированию подвергаются все общественные отношения, которые необходимо упорядочивать, охранять и развивать. Воздействие осуществляется не только юридическими нормами, но и иными правовыми средствами [1, c. 210-220].
Но, на данный момент, в России не все общественные отношения законодательно урегулированы. Ярким примером может послужить расхождение мнений депутатов Государственной Думы Федерального собрания России по вопросу принятия закона о лоббизме.
Еще в 24.11.2003 в Государственную Думу был внесен проект Федерального закона №396138-3 “О лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти”, но 08.02.2005 он был снят с рассмотрения Советом ГД ФС РФ (протокол №73, п. 56). Расхождения во мнениях заключалось в том, что одни видели необходимость принятия закона о лоббизме, считали невозможным свою работу без данного закона [2, c. 144]; другие напротив – считали, что в России рано принимать закон о лоббизме, так как не понятно как именно надо обозначить деятельность лоббистов, как создать новые институты, как урегулировать отношения между ними, не нарушив чужих прав и интересов, сохранив политико-правовые устои, сложившиеся в России. Но полного отрицания лоббизма и лоббистской деятельности не было, просто они считали, что над этим надо еще подумать, как следует всё разработать [3].
Проект закона, и правда, был не разработан как следует, содержал всего лишь 9 статей, которые не могли стать полноценной основой для деятельности лоббистов. По прошествии времени новый законопроект не был предложен Государственной Думой, закон о лоббизме так и не был принят. Поэтому на сегодняшний день лоббизм остается законом, не урегулированным.
Нельзя отрицать актуальность проблемы неурегулированности лоббизма в России, который должен предоставить возможность заинтересованным субъектам доступ к продвижению своих интересов, которые не всегда могут быть выражены через институты традиционной демократии.
Для начала, чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо дать определение понятия “лоббизм’, уяснить основные цели и задачи лоббистской деятельности. “Lobby” – с англ. яз. “вестибюль”, “фойе”, “холл”, “передняя”, “коридор”, то есть политико-правовое посредничество между заинтересованными группами и властью, некий “коридор”, по которому можно первыми продвигать свои интересы в рамках закона (которого в России нет).
По-научному “лоббизм” – это форма влияния “групп давления” на управленческие решения в процессе правотворчества и правоприменения с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур [4].
Когда речь идет о лоббизме в широком смысле, то понимаются интересы определенной корпорации, ассоциации; в узком смысле – интересы третьей стороны, которые отстаивают профессионалы за определенное вознаграждение [5, c. 54].
Лоббизм, как важный элемент демократии, признан: дифференцировать различные интересы социальных групп, предоставить доступ к влиянию на государственную власть, обеспечить политический плюрализм. Невольно появляется вопрос: “А существует ли лоббизм в России?” Для ответа на данный вопрос необходимо обратиться к общественному мнению, которое считает лоббизм синонимом коррупции, не отличая одно от другого.
Но разница есть, и она заключается в том, что лоббисты отстаивают интересы определенной социальной группы в рамках закона. Сейчас же в России как раз этого закона и нет. Поэтому любая деятельность, напоминающая лоббистскую, так или иначе, сводится к коррупционной.
Де-факто в России уже наметились субъекты, деятельность которых сходна с лоббистской. Их цель – добиться принятия определенных решений. Но при отсутствии законодательства о лоббизме, не может существовать и функционировать правомерная лоббистская деятельность.
Поэтому для полноценного взаимодействия различных субъектов политики и достижения взаимовыгодных целей, при условии, что права других не попираются, необходимо создание правовой базы лоббизма.
В новом законодательстве должен быть определен перечень лиц, которые могут стать лоббистами, и закреплен их правовой статус, как субъектов политико-правовой сферы; даны определения таким значимым понятиям, как “лоббист”, “лоббистская деятельность’ и т. п.
Только законодательное урегулирование лоббизма позволит заложить основы лоббизма в России при строгой регистрации и учете участников, регламентации противоправных форм деятельности лоббизма и определения соответствующих видов наказания за нарушения правил лоббистской деятельности. Поэтому на вопрос; “Нужен ли закон о лоббизме в России?” – можно однозначно ответить, что “Да”, но только при создании оптимальных условий и строгого законодательного закрепления деятельности лоббистов.
Обращаясь к опыту зарубежных стран, можно сказать, что в США, Канаде, Польше, Литве лоббизм выступает исключительным видом деятельности общественных институтов для продвижения частных интересов, что признается этими странами как демократическое право на участие в принятии публично-властных решений.
Но лоббизм также несет и ряд минусов. Чтобы в деятельности лоббистов не увеличивалась коррупционная составляющая, в Канаде и США были ужесточены контрольные механизмы и прикрыты каналы так называемого “грязного” продвижения интересов. Так штраф для нарушителей предписания был увеличен с 50’000 до 200’000 долларов, а лишение свободы до 5 лет. Распространение запретов повлияло на пресечение деятельности, противоречащей этике участников публичной политики. В любом случае, в России, в силу исторически сложившихся особенностей, лоббизм приобретет качественно новую форму.
Несмотря на позитивный опыт Запада, в России необходимо большая регламентация лоббистов, а точнее их учет в специальном реестре. Также очень важно отличать лиц, которые защищают интересы своей корпорации или ассоциации от лиц, лоббистская деятельность, которых является профессиональной и осуществляется на возмездной основе. Будет лучше, если правительство само “сверху” устранит пробелы в регулировании лоббизма, нежели будет ждать, пока коррупционная деятельность лоббистов будет самостоятельно разрастаться.
Появление специального закона должно нейтрализовать “теневые” механизмы лоббирования, дать возможность небольшим некоммерческим неправительственным организациям, которым тяжело конкурировать с крупными монополистами, продвигать свои интересы, сделать политическую систему страны более “гибкой”.
Всё равно влияние международного лоббизма и крупного капитала, на внешнем рынке окажет влияние на наше государство. Тем более, что внешние интересы России и бизнеса совпадают, главная цель – получение большой прибыли за счет внешнего рынка.
Лоббизм также противостоит крупным национальным корпорациям, увеличивая тем самым конкуренцию. Но не надо забывать про уровень правовой культуры населения России, который препятствует распространению лоббизма. Другие политические институты, существующие в России, до сих пор не совершенны, отсутствуют предпосылки для “правильного” формирования лоббизма, как нового института влияния на политическую власть. Что не позволяет гарантировать независимость нового института, равный доступ к внесению проектов новых нормативно правовых актов.
Сейчас есть выбор. Создать законодательство о лоббизме, которое будет полностью соответствовать интересам общества и политическим потребностям, гарантировать прозрачность деятельности лоббистов, четко очерчивать правовые рамки их деятельности, тем самым устранив коррупцию, выведя политическую сферу страны на качественно новый уровень. Или оставить всё как есть, отрицая лоббистские веянья запада и приравнивая их к коррупционной деятельности, действующей вне закона, тщетно пытаясь бороться с ними.
Конечно, проще урегулировать деятельность лоббистов, законодательно закрепив рамки дозволенного, а со всем, что выходит за эти пределы продолжать бороться как с коррупционной составляющей, параллельно повышая политико-правовую грамотность населения, идя на компромиссы в решении политических вопросов.
Библиографический список:
1. Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1995. С.210-220.
2. Драганов В. Цит. по: Любимов А.П. История лоббизма в России. – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005 С.144.
3. Плескачевский В. Цит. по: Бондар О, Плюснина М., Беспалова Н. Лоббизм признают законным //Коммерсант. 17 нояб. 2008 № 208/П(4025).
4. Большой юридический словарь/под ред. А.В. Малько. М.,2009.
5. Нещадин А.А. Лоббизм в России: этапы большого пути. Ч.1 // Социс: Социологические исследования. 1996. №3. С.54.