Найти тему
Валерий Грачиков

Путь из штрафной авиаэскадрильи в Герои Советского Союза

Недавно рассказывал о том, как товарищ Сталин выпустил директиву Ставки ВГК №170549 «О мерах по устранению причин недопустимо высокого выхода из строя самолетов» и к чему она привела. По моему сегодняшнему герою – Александру Караеву эта директива ударила самым непосредственным образом, потому что он попал под горячую руку разборок и проверок после выхода этой грозной директивы.

В докладе генерал-лейтенанта А.К. Репина командующему ВВС РККА А.А. Новикову о результатах проверки 3-ей воздушной армии прозвучало:

«Старший лейтенант Караев (5 гиап) разбил три самолета, из них один в период операции 2 августа 1942 г. Проявляет трусость и нежелание вести боевую работу»

При этом Караев вообще-то воевал с самого начала войны. И на тот момент уже был награжден орденом Красного Знамени за 88 вылетов, в том числе 17 на штурмовку, и три сбитых немецких самолета. То есть, вообще-то дрался неплохо. Но, видимо, угодил под горячую руку с не вовремя разбитым самолетом.

Впрочем, история штрафных эскадрилий оказалась недолго. В 3-й воздушной армии она по факту появилась в сентябре 1942 года и просуществовала ровно 10 дней, после чего тема была закрыта устным приказом командарма Громова. Видимо, тогда же закрылась и тема штрафника Караева, так как в его послевоенных биографиях этот момент обычно опускался.

Интересно, что этот «штрафник» в перерыве между первым награждением в феврале 1942 года и переброской 5-го гиап на Юго-Западный фронт в декабре 1942-го успел совершить более ста вылетов на боевые задания. Конечно, по статистике – это совсем не каждый день, но довольно много. Фактически – постоянно находился на фронте в течение длительного времени, так как 5-й гиап воевал в составе Калининского фронта с марта по конец октября 1942 года. Неумолимая статистика из наградного листа говорит о том, что в основном летчиков-истребителей посылали на прикрытие наземных частей. Из 193 вылетов на Западном и Калининском фронтах в 1941-42 годах на выполнение таких заданий Караев летал 138 раз.

Кстати, одной из причин, по которой Караев разбивал самолеты, как было указано в докладе, могло быть освоение техники прямо на ходу, в части. За годы войны ему довелось полетать на МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7. Интересно, что в наградном листе на звание Героя Советского Союза указывается, что 10 августа 1942 года, ровно через 8 дней после истории, описанной в докладе, Караев принимал участие в воздушном бое 12-ти ЛаГГ-3 против 8 Ю-88 и 6 Ме-109. В том бою Караев свалил «Юнкерс» и в целом бой закончился удачно – немецкую группу разогнали, не понеся своих потерь.

И если этот бой был относительно равным по численности, то 10 марта шестерке Ла-5, ведущим которой был как раз Караев, пришлось столкнуться с четырьмя «рамами» ФВ-189 и 28 «штуками» Ю-87. Не совсем понятно, как это немцы послали свои бомбовозы без прикрытия. Но в любом случае в течение 40 минутного боя, советские летчики свалили 8 самолетов, в том числе два записали Караеву.

-3

С начала 1944 года его перевели в 176-й гиап. Этот авиаполк интересен тем, что он летал исключительно на свободную охоту. Караев, согласно наградному, совершил таких 70 боевых вылетов. Интересно прочитать наградной и осознать, что в это время советские ВВС стали работать намного успешнее. Если в 1941-42 годах вылетали «на прикрытие», по сути, без связи, чтобы действовать в определенном квадрате по принципу «может быть, кто-нибудь попадется», то при описании боевых успехов в 1944 году звучит например так:

«4 Ла-5, ведущий старший лейтенант Караев, парами, вылетев по тревоге, были направлены станцией наведения в район переправы, где встретили и вели бой с двумя Хе-111 и группой истребителей противника до 12 самолетов…»

То есть уже летали не непонятно куда, а работали по целеуказаниям с земли. Соответственно и результаты стали лучше, а поддержка качественнее. Ну и, конечно, к этому моменту господство в небе все-таки было уже на советской стороне.

-4

Результатом всей этой боевой работы стало присвоение Александру Караеву звания Героя Советского Союза в феврале 1945 года.

Вот так из штрафников (не совсем понятно – состоявшихся или нет) летчик-истребитель в итоге стал Героем Советского Союза. На момент награждения у него на счету было 373 боевых вылета и 18 сбитых самолетов.

----------

Кстати, мои читатели, Дзен перешел на новый формат. Увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы сможете, только подписавшись на канал. Поэтому не пожалейте пары секунд, чтобы нажать кнопку "Подписаться", если интересно почитать что-то занятное об истории и интересных местах с ней связанных :)

Мои статьи и видео доступны также во « ВКонтакте» и на YouTube